Я немного через социальные сети отслеживаю "судьбы" моих бывших сокурсников по пединституту. Прекрасно вижу, что в учителя пошли лишь треть всех выпускников. Другие без промежуточной стадии сразу отправились в бизнес и на работу "на дядю".
Но среди этой трети лишь единицы работают в регионе, который дал им образование. Многие уезжают на Север и в более благополучные в плане заработка регионы.
Когда я сам работал учителем, то периодически слышал "педагогические сплетни" из нашего района.
- А вы слышали, что такой-то учитель из соседней школы уехал на Север. Говорит, небо и земля, деньги некуда девать.
- А вы знаете, что не только в нашей школе проблемы с учителями, вон из районной школы учителя уезжают.
Учителя мигрируют по стране. Это факт. Каждый хочет работать за достойную зарплату. Даже если приходится переезжать далеко от насиженного места.
И появляется такой парадокс, который вроде бы как похож на задачу из учебника информатики про лис и кроликов, но оным не является.
Чем больше лис - тем меньше кроликов, чем меньше кроликов - тем меньше лис, чем меньше лис - тем больше кроликов, чем больше кроликов - тем больше лис.
Чем меньше зарплата в регионе, тем больше у педагога желания уехать в регион, где зарплата больше. Чем больше желания уехать у педагога, тем больше становится потребность в педагогах. Чем больше потребность в педагогах, тем ... Конец.
Новая система оплаты труда призвана решить, наконец, этот вопрос. Промедление в решении вопроса грозит тем, что не все дети будут иметь равные возможности получать качественное образование. Согласитесь, это как то не особо честно, когда у одного ребенка математику ведет дипломированный учитель математики (со стажем), а у другого, к примеру, учитель физкультуры. Или наоборот. Или еще как-то.
Скрывать недостаток в учителях у нас научились методом "совмещения". Я бы это явление вообще запретил. Но тогда появятся проблемы с кадрами, обнажив то, что происходит "на дне".
Я еще понимаю ситуацию с небольшими школами, когда учитель вынужден вести несколько предметов, дабы наскрести часов хотя бы на ставку. Но даже в небольших школах не всегда логично такое "совмещение". Урок должен вести профессионал, а не любой учитель, закончивший недельные курсы по переподготовке.
Я не знаю, как обстоят дела с учителям в регионах с высоким уровнем заработной платы, но то, что я слышал от тех, кто там работает, свидетельствует, что проблем с кадрами нет. Да и условия работы там гораздо лучше.
А почему бы не доплачивать тем учителям, кто едет работать туда, куда никто не едет? Вообще никто нет едет, так как оттуда уже давно ушла цивилизация.
У нас же все дети должны иметь равные права в получении образования.
Нужна какая-то государственная программа. И это не "земский учитель", так как к глухим деревням приравняли даже маленькие города. Нужно что-то более эффективное.
Конечно, тут всё упирается в деньги. И другой вопрос - "А есть ли деньги?". Ответ нам никто не скажет, а потому остается лишь строить теории.