Пэйган-блэк-метал - направление внутри блэк-метала, концептуально посвящённое традиционным верованиям, мифологии и фольклору различных народов. Блэк и его языческое ответвление возникли в Европе, в первую очередь в Скандинавии, поэтому наиболее широкое распространение находит музыка, ориентированная на культуру тех регионов, однако со временем на других континентах появились формации, придерживающиеся собственных традиционных верований. В то же время бывает, что исполнители пэйган-блэка посвящают творчество языческой концепции иноземных народов. Особенно часто пользуется популярностью за пределами родных просторов скандинавская тематика.
«Vigrids vård» с альбома Helheim «Jormundgand», 1995
Пэйган-блэк может ничем не отличаться от классического блэка, кроме лирики на тему язычества, но во многих случаях он звучит величественнее по настроению, а также мелодичнее, с использованием дополнительных средств выразительности, от атмосферных клавишных до акустической гитары, от эпического чистого вокала до народных инструментов. Впрочем, несмотря на появление определённых характеристик со стороны звучания, границы стиля всё равно остаются размытыми. Например, для описания музыки групп, использующих большое количество народных инструментов, ряд слушателей использует смежный термин «фолк-/блэк-метал».
«Wotan Redivivus» с одноимённого альбома в исполнении Bilskirnir, 2013
Важными в становлении языческого блэка необходимо считать альбомы Bathory «Blood Fire Death» (1988) и «Hammerheart» (1990). Тем не менее, стилистически первый из них относится к блэк-/трэш-металу, а второй - к викинг-металу. Термин «викинг-метал» возник раньше, чем «пэйган-блэк-метал» и «фолк-/блэк-метал», специально для описания музыки Bathory. В наше время в качестве описания блэка, посвящённого именно скандинавскому язычеству, можно нередко встретить смежный термин «викинг-/блэк-метал».
Очередным важным для пэйган-блэка исполнителем, материал которого не принято ассоциировать с оным стилем, считается Burzum начала 90-х. Музыка проекта на раннем этапе его существования посвящена в первую очередь темам тьмы, зачастую абстрактным, но Варг Викернес называет себя язычником, поэтому многие формации языческого толка ориентировались на Burzum больше, чем на других представителей классического блэка. В начале 2010-х, когда Варг временно возобновил деятельность, Burzum стал играть материал, идеально подходящий под уже прижившееся в метал-сообществе определение пэйган-блэка.
«A Lost Forgotten Sad Spirit» с дебютника Burzum, 1992
«Alfadanz» с Burzum «Umskiptar», 2012
В Норвегии среди других ключевых блэк-метал исполнителей языческой направленности числятся Hades, In the Woods..., Enslaved, Ulver, Isengard, Helheim, Kampfar, Borknagar, Windir. В соседской Швеции - Månegarm, Thyrfing и другие. По отношению к такого плана формациям как раз справедливо использовать смежный термин «викинг-/блэк-метал», а по отношению к некоторым из них - «фолк-/блэк-метал». На разных ресурсах можно встретить разные трактовки, что подтверждает условность границ данных направлений.
«Wotan» с Enslaved «Frost», 1994
«Capitel II: Soelen gaaer bag Aase need» с Ulver «Bergtatt - Et Eeventyr i 5 Capitler», 1995
«I kamp med Kvitekrist» с Isengard «Høstmørke», 1995
«Wotan’s Return» с In the Woods... «Heart of the Ages», 1995
«Sognariket si herskarinne» с Windir «Sóknardalr», 1997
«Den dödes drömmar» с Månegarm «Nordstjärnans tidsålder», 1998
«Ravenheart» с альбома Kampfar «Kvass», 2006
Один из первых НЕ скандинавских релизов в стиле пэйган-блэк-метал - демо «Dark Romanticism... Sorrow’s Bitter Harvest...» (1993) в исполнении ирландцев Primordial. Группа вдохновлялась Bathory, норвежским блэком и ирландской народной музыкой. В 90-х и первой половине 2000-х Primordial выпустят ряд работ, представляющих собой типовой пэйган-блэк. Подробнее о творчестве коллектива я рассказывал в прошлом. Также в Ирландии базируются Cruachan, у которых наблюдается больше фолковых элементов, чем у Primordial.
«To Enter Pagan» с данного демо
«Gods To The Godless» со «Spirit The Earth Aflame», 2000
«The First Battle of Moytura» с альбома Cruachan «Tuatha na Gael», 1995
Немалое влияние на зарождение пэйган-блэка оказала польская сцена начала-середины 90-х, в рамках которой отметились Behemoth, Graveland, Infernum, Kataxu, Veles и другие. Звучание некоторых формаций не выходило за пределы кондового блэка, а других - граничило с атмосферик- и симфоник-блэком. Behemoth к концу 90-х перейдут к блэк-/дэт-металу на сатанинскую тематику и в 2000-х обретут огромную популярность. Большинство остальных исполнителей ранней польской сцены сохранят первоначальный стиль и останутся в андеграунде, разве что Graveland добьются сравнительно высокой известности.
«From the Pagan Vastlands» с данного альбома
«Sons of Fire and Steel» с Graveland «Immortal Pride», 1998
В Германии появились такие значимые пэйган-блэк исполнители, как Absurd, Nagelfar и Falkenbach. Absurd на раннем этапе существования играли материал, сильно навеянный панк-роком, а в 2000-х метализировались. Nagelfar просуществовали с 93-го по 2002-й, их музыка, с одной стороны, нечасто выходила за рамки блэка, но, с другой, могла содержать даже элементы индастриала. Falkenbach олицетворяет наследие Bathory.
«Gates of Heaven» с данного альбома
«Heathenpride» с Falkenbach «...en their medh riki fara...», 1996
«Bildnis Der Apokalypse» с Nagelfar «Hünengrab im Herbst», 1997
Греки тоже прониклись темами своих верований и мифологии. Наиболее выраженный языческий посыл на этапе зарождения сцены имели Kawir. В Финляндии среди самых заметных пэйган-блэковых групп числятся Darkwoods My Betrothed и Moonsorrow. Язычество быстро добралось даже до Исландии, где в 90-х блэк-метал сцена была совсем немногочисленной (подробнее о её развитии я рассказывал ранее), и среди первых исландских групп как раз были Sólstafir, посвятившие тематику скандинавской культуре.
Заглавная композиция данного альбома
«Yggdrasil’s Children Fall» с Darkwoods My Betrothed «Heirs of the Northstar», 1995
Заглавная композиция Sólstafir «Til Valhallar», 1996
«Unohduksen lapsi» с Moonsorrow «Kivenkantaja», 2003
Восточные славяне являются далеко не последними в рядах пэйган-блэк-метала. Заполучили востребованность украинские формации Nokturnal Mortum и Dub Buk, русские проекты объединения BlazeBirth Hall и группа Темнозорь.
«Veles’ Scrolls» с данного альбома
«Вольницей в просинь ночей» с одноимённого альбома в исполнении Темнозорь, 2005
Nitberg «Asgard Flames» со сплита исполнителей BlazeBirth Hall «Hammerkrieg» 2003
«Сверхчеловеку мораль не нужна» с Dub Buk «Мертві сорому не ймуть», 2010
На ближнем востоке по понятным причинам традиционные верования не находят широкого распространения, однако ещё в 90-х в Израиле появилась группа Melechesh, которая в результате будет вынуждена перебраться в Европу. Много ближневосточных формаций не найти и сегодня, хотя некоторые из них сумели стать заметными, например, аравийцы Al-Namrood. Интересно, что одними из первых ближневосточные веяния в блэк внедрили португальцы Moonspell, но тогда в их тематике преобладал сатанизм.
«Secrets of Sumerian Sphynxology» с Melechesh «Sphynx», 2003
«Zamjara Alat» с Al-Namrood «Diaji Al Joor», 2015
В Мексике в 90-х была создана группа Xibalba, а в США в 2000-х - объединение Black Twilight Circle, представителями которого являются преимущественно латиноамериканцы. В оный круг входят Volahn, Tukaaria, Blue Hummingbird on the Left и многие другие исполнители. Что Xibalba, что ряд формаций Black Twilight Circle по форме не выходят далеко за границы классического блэка, в то время как определённые проекты BTC экспериментирует со звучанием. Концепция исполнителей оной сцены отталкивается от верований, мифологии и культуры коренных американских народов, поэтому Xibalba и BTC заслуживают упоминания в статье. Подробнее о Black Twilight Circle я рассказывал в прошлом.
«Sign of Eastern War» с данного альбома
Альбом Volahn «Aq’Ab’Al», 2014
Таким образом, язычество издавна является одним из основных идеологических ориентиров для блэк-метал исполнителей, что сказалось на звучании и привело к возникновению самостоятельного подстиля. Огромное количество групп заложило основы направления в 90-х, а в 2000-х собрались и вовсе бесчисленные легионы последователей, среди которых встречаются совершенно разноплановые исполнители, в том числе ассоциируемые с другими стилями, от атмосферик- до прогрессив-блэка. Под знаменем пэйгана объединены Kroda, Helrunar, Wyrd, Khors, Winterfylleth, Ereb Altor, Havukruunu, Bilskirnir, Odal, Крада, Walknut, Negură Bunget, Burshtyn, Macabre Omen и многие другие.
«Приданий бесконечный путь» с данного альбома
«Henkien yössä» с Wyrd «Rota», 2005
«Cold» с одноимённого альбома в исполнении Khors, 2006
Заглавная композиция Macabre Omen «Gods of War - At War», 2015
«Козак» с Burshtyn «Прах відчайдухів», 2016
«Welten Mutter» с одноимённого альбома в исполнении Odal, 2021
Зачастую границы пэйган-блэка оказываются условными, но это нисколько не мешает существованию оного стиля в качестве отдельного направления, имеющего чёткую специфику. Интерес к языческому блэку не угасает, новые работы в его рамках появляются постоянно.
#black metal #pagan black metal #folk metal #viking metal #метал (музыка) #рок #музыка #обзоры