Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему Спящая Красавица должна была впасть в свой столетний сон, уколов палец именно веретеном? А не вилкой, например? Избавиться от всех колющих и режущих столовых приборов в королевстве отцу принцессы было бы куда сложнее. Но злая колдунья выбирает в качестве орудия своей мести именно веретено. Почему?
На первый взгляд тут есть очевидная связь с ранней мифологией. Выражения "нити судьбы" или "судьбы переплетены" появились не случайно - человечество издревле усматривало определенную связь между прядением и формированием судьбы.
Так, в греческой мифологии были Мойры (в римском варианте парки), прядущие нити судьбы. Дочери Зевса и Фемиды, они выпрядали и, тем самым, определяли судьбу каждого, будь то бог или человек. Лахесис определяла судьбу живущего, а Клото выпрядала ее предсказание золотой нитью, и спряденное ею невозможно было изменить. Атропос перерезала нити судьбы, определяя время смерти.
Скандинавским аналогом Мойр были Норны. Мифы описывают их как трех женщин: дряхлую старушку - Урд (прошлое или судьба), женщину средних лет - Верд (настоящее или становление) и юную девушку - Скульд (будущее или долг). Отголоски схожих мифов можно найти и у кельтских народов. Все эти мифы роднит одно - судьба человека не просто предопределена, она выпрядена.
Согласно всем этим мифам, чтобы изменить судьбу человека нужно переплести его нить. Правда сделать это дано лишь самим вещим сестрам, но до нас дошло несколько легенд, рассказывающих о том, как простые смертные пытались отыскать жилище вещих сестре и повлиять на их работу, а тем самым, и на свою судьбу.
Можно предположить, что "Спящая красавица" - это обрывок такой легенды, и в исходном варианте злая колдунья - это одна из мойр, которая является на королевский праздник, чтобы наказать короля за какой-то проступок. Она не просто предсказывает принцессе ее трагическое будущее, но выпрядает ее судьбу, которая отныне предначертана и неизменна. Принцесса же впоследствии пытается разыскать колдунью и уговорить ее изменить предсказание. Но изменить уже выпряденную судьбу невозможно, и предсказание сбывается.
Мотив с пробуждением красавицы появляется, скорее всего, значительно позже, когда устои старой мифологии чуть отступают и становятся не такими жесткими. Весьма вероятно, кстати, что в этой поздней версии исходной сказки сама принцесс в итоге уговаривает колдунью заменить смерть на весьма продолжительный сон.
Однако, этих исходников сказки до нас не дошло и, в том виде, который нам известен сейчас, сказка о Спящей Красавице появилась в XVIII веке. Ее наиболее известные варианты - это "Спящая Красавица" Шарля Перро и "Шиповничек" Братьев Гримм.
Эти сказочники активно увлекались фольклором, но, собирая народные сказки, они отнюдь не стремились к сохранению их аутентичности. Адаптируя сказки к потребностям своих читателей, и Гриммы и Перро выкидывали целые куски повествования или заменяли одни детали другими без малейшего зазрения совести. Так, Шарль Перро практически изобрел хрустальный башмачок Золушки, а Братья Гримм - говорящее зеркало Злой королевы. (Более подробно об этом зеркале можно прочитать тут). Но веретено все авторы сохранили. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно чуть отвлечься от мифологии и обратится к истории. Несмотря на то, что в древности прядение было весьма почетным занятием, к средним векам ситуация изменилась. Поскольку прядение было уделом преимущественно женским, а первородный грех первой совершила именно женщина, прядение начало восприниматься как специфическая часть чисто женского наказания.
Логика выстраивалась примерно так: в Раю одежды были не нужны, потом Ева уговорила Адама съесть яблоко, и люди из Рая были изгнаны, и теперь дочери Евы обязаны ткать и прясть, дабы одевать все человечество. Все признавали, что прясть необходимо, но мало приятно и мало почетно. А еще этим не только занимаются, но и обязаны заниматься именно женщины. Со временем, правда, ткацкий станок сильно усложнился и работа на нем стала физически более тяжелой, поэтому ткачество перешло под эгиду мужчин, но прядение остается преимущественно женским занятием вплоть до XVI века.
Ситуация радикально меняется только в XVIII веке, когда на смену обычному ткацкому станку приходит механический, и производство тканей становится фабричным. При этом, запрос на самые разнообразные ткани в это время уже огромен, а труд на ткацких фабриках - не из легких. Рабочее движение и многочисленные восстания в самых разных странах и городах во многом связаны в этот период именно с ткацкими фабриками.
Если связать все эти исторические нюансы со сказкой Шарля Перро, то можно заметить, что он устраивает своей принцессе не только волшебное воскрешение, но и путешествие во времени. При помощи волшебного сна он телепортирует ее из мира, где женщины должны были ткать и прясть в чудесный мир будущего, где ткачество - уже удел грубых мужчин, тогда как женщинам только и остается, что плясать да наряжаться.
Впрочем, некоторые исследователи усматривают в сказке Перро и другой смысл. Дескать, таким образом писатель предупреждал монархов о набирающем силу движении пролетариата и о том, что его "уколы" могут оказаться куда болезненнее, чем кажется на первый взгляд.