Найти тему
Библиотекарь

Семантическая связь Десяти Заповедей

Семантическая связь текста Десяти Заповедей всплыла совершенно случайно. В очередной раз прочитав начало двадцатой главы книги Исход, где, собственно, и находятся слова, произнесенные Богом на горе Синай и высеченные на каменных скрижалях (плитах) для увековечивания во все времена.

Откровенно говоря, обратится к данной теме меня побудил не очень понятный смысл третьей заповеди, текст которой для западного мышления выглядит довольно странно. Судите сами:

"Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх. 20:7)

В мире достаточно проблем, для чего спрашивается вносить в Закон именно этот вопрос, да еще возвещать ответственность за его нарушение? Странно, не правда ли?

Давайте попробуем разобраться в смысле третьей заповеди и всего Закона в целом.

Итак, читая все Заповеди я с удивлением обнаружил, насколько они взаимосвязаны друг с другом и целостны в своей структуре. Где-то год назад, я обращался к лексической составляющей основных глаголов, в повелительной форме употребляющихся в каждой из Десяти, и только в четвертой, глагол "помни" стоит в инфинитиве, что подразумевает его неизменную суть. Не знаю, заметили ли вы ту статью, но тема была весьма интересна (попробую найти ссылку на нее).

Семантическая связь подразумевает общую для текста структуру, слова и выражения, причем в некоторых заповедях мы можем встретить практически одинаковые фразы и наблюдать вербальную связь между ними.

Первые три заповеди передают практически один и тот же смысл. Они взаимосвязаны друг с другом, что в конечном итоге выливается в поклонение только Господу-Богу, отвержение создания каких-либо изображений и трепетное отношение к Его имени.

Фраза "Я Господь, Бог твой" (Исх. 20:2) появляется во всех, первых четырех заповедях и является связующим звеном между ними. Традиционно, первые четыре заповеди относят к отношения человека и Бога, остальные шесть, к отношениям между людьми.

Третья заповедь, повествующая о бережном отношении к имени Бога, может быть понята в контексте первых четырех. Интересно отметить, часть первая часть Закона подразумевает отношения с Богом, познание Его, общение с Ним, размышления и устремления к проникновению Его деяний. Без этих отношений, всякие попытки выглядят формальностью, жалкой попыткой, практически невозможной и бессмысленной. Это все равно, что говорить о супружеских отношениях, не имея этих отношений и не имея никакого практического опыта семейной жизни.

Бог и человек в данном случае вступают в связь, где Бог не просто требует к Себе слепого послушания и боязни, а желает быть любимым, интересным человеку, что делает в свою очередь естественным желание отвергнуть другие источники и с отвращением их забыть.

О третьей заповеди мы еще будем размышлять на этой неделе, так как стоит внимательно посмотреть на словоупотребление в остальных частях библейского текста. Меня в данном случае волнует два слова; глагол "произноси" и наречие "напрасно".

Прослеживая семантику заповедей, в глаза бросается вербальная связь между четвертой и десятой заповедями Закона. В заповеди о субботе перечисляется все, что есть у человека, от рабов, до скота. В десятой, наличествует такой же перечень. Если в четвертой все призваны отдыхать, в десятой человеку предписывается не желать ничего из вышеперечисленного, что есть у соседа или ближнего. Мне думается, Закон защищает от посягательства на чужое, как время, так и имущество. Выводов можно сделать достаточно много, но сам факт интересен.

Думаю, мы продолжим в дальнейшем.

Мужчин с праздником. С днем защитника!!!

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.

Сбер: 4276 2200 1586 0243