После посещения городского поселения Сортавала мы направились в сторону Рускеалы.
На нашем пути водопады на реке Тохмайоки под кодовым названием «А зори здесь тихие». Потому что именно здесь снимался фильм 1972 года, так любимый с самого детства. Водопады прямо у трассы, да это даже и не водопады, пороги скорее. Цивилизация, однако, как всегда все опошлила: Стоянка, шашлык, «грибочки».
Останавливаемся, чтобы побродить и осмотреться. Но место достаточно известное среди туристов. Здесь всегда много посетителей. Здесь останавливаются все экскурсионные группы, двигающиеся в Рускеальский мраморный карьер. Поэтому пофотографировать толком не получается. Каждый стремится сфотографироваться на фоне дерева или воды, а смотреть фотки с изображениями абсолютно незнакомых тебе людей совсем неинтересно. Фотографировать стараюсь издалека, чтобы фигурки людей не очень бросались в глаза.
Здесь хорошо видно, как корни деревьев, не имея возможности проникнуть вглубь, начинают ползти по камням.
Рускеальские водопады - четыре равнинных водопада, высота которых колеблется в пределах 3-4 метров.
Чтобы посетить Мраморный карьер знаменитого Горного парка Рускеала, нам пришлось слегка отклонится от основного курса, но это того стоило!
Рускеальский мраморный карьер представляет собой мраморный каньон, заполненный чистейшими грунтовыми водами. Разные сорта мрамора добывали ручным бурением с закладкой пороховых зарядов, отколотые таким образом монолиты весом до 16 тонн везли на берег Ладоги за 27 верст, иногда впрягая в упряжки по 130 лошадей. С 1830 года запасы красивого отделочного камня истощились, мрамор продолжили добывать для получения извести открытым и шахтным способом, в результате чего и образовался карьер в 300-400 метров длиной и глубиной в 50-60 метров. Мрамор Рускеалы использован при строительстве зданий Санкт-Петербурга, его дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы собора Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская». Вот тут в кои веки цивилизация все не опошлила, а как раз наоборот образовавшуюся малоприменимую «дыру» залили наполовину водой и сделали «природный парк»: по воде можно прокатиться на лодочках, а вокруг самого карьера прогуляться по окультуренной тропинке.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок затоплены. Перед уходом финны уничтожили документацию по выработкам, и карьер соединили с рекой Тохмайоки. Теперь откачать воду не представляется возможным. Общая протяженность горных выработок составляет несколько километров.
Погуляв по природному парку мы едем дальше. И опять Ладога. Мы продолжаем движение вокруг озера. Перед Раутелахти дорога совсем близко подходит к озеру, но остановиться и поставить машину негде, вот и приходится фотографировать из окна. Живописное место.
Следующий пункт из списка карельских достопримечательностей - плотина в Хамекоски на реке Янисйоки. На русскоязычном указателе написано «р. Янис».
Прямо под автомобильным мостом через Янис в Ляскеля любуемся плотиной и порогом - перепад высот около 10 метров, длина порога порядка 50 метров. Рядом с порогом находится здание целлюлозной фабрики, построенной в 1899 году, для работы машин на фабрике использовалась электроэнергия, получаемая от гидротурбины. Собственно для этого и построили плотину.
Янис достаточно широкая и полноводная река, но местами на ней полно порожков и перекатов.
Продолжаем движение по Карелии. Эх, дороги... Радует глаз ровная поверхность покрытия, отсутствие встречных и красоты вокруг.
До Пяткяранта удалось добраться только к 23 часам. Но белые северные ночи дают о себе знать. На улице как днём, светло и солнце садится.
Встаём на ночь на окраине города, на берегу одного из заливов Ладоги около острова Пусунсаари. Солнце клонится к горизонту и мы опять наблюдаем неповторимые Ладожские закаты.
Друзья, если Вас заинтересовало наше Большое Ладожское приключение, то чтобы не потерять повествование все части рассказа будут пронумерованы и собраны здесь:
Для Вашего удобства материал на канале систематизирован по темам: переезд на юг, огород, птица в подсобном хозяйстве, кулинария, наши путешествия, автодом, мои рассуждения на жизненные темы и прочее: