Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 5. «Из писем друзьям…». Тексты 951-1000

951. …Вот в том то и дело, что в профессии всегда взлетает лишь тот из нас, кто прочно и твёрдо стоит на фундаменте своего ремесла...

952. …О том, что всегда необходимо ставить перед собой определённые цели и задачи как в жизни, так и в профессии – мы знаем. Однако, не все из нас учитывают при этом, что надо иметь ещё и достаточно человеческого и профессионального здравого смысла, чтобы определять цели и ставить себе задачи по силам. И это, пожалуй, будет даже поважнее в нашем деле, чем простая постановка учебно-образовательных целей и задач…

953. …Тут вот какая вещь: надо делать в своей работе, впрочем, и в жизни тоже, всегда только самое главное. Каждый раз – самое главное. Иначе второстепенное, хотя и нужное, имеет обыкновение очень легко заполнять всё наше время. Возня с второстепенным в делах – забирает все наши силы и энергию, и до главного, часто, мы так и не доходим в них. Не случайно сказано нам: «Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низкие цели высшим»[72]...

954. …Кто из нас хочет достигнуть высот педагогического мастерства, тот должен, как говорил Гёте[73], уметь ограничивать себя во всём, кроме этой цели. И напротив, кто из нас захочет знать и уметь всё, что ни попадя, тот на самом деле, скорее ничего не хочет и вряд ли чего-либо значительного в профессии достигнет. При всём том, нельзя забывать «…делать невозможное, чтобы достигнуть возможное»[74]... То есть, в обучении всегда лучше ставить только большие, но реальные музыкально-художественные цели. К достижению большой цели, как правило, ведёт множество дорог, а к маленькой – всего один путь, да и тот может оказаться ложным. Кроме того, цели лучше быть большой ещё и потому, что промахнуться в ней преподавателю становится просто невозможно...

955. …Есть в школе и такая, абсолютно наезженная преподавательская колея, которой пользуются те из нас, кто не знает, куда им двигаться со своими учениками. Идя этой дорогой, обычно, пользователи приходят всегда неизвестно куда. Вот только зачем они это делают? Для чего это им, приходить неизвестно куда? Всё-таки, явно разумнее не забывать также известного всем: никто не заходит так далеко, как те, кто не знает, куда брести и чем заняться с учащимися в профессии...

956. …Вы спрашиваете: какая жизнь будет лучше всего в педагогике? Да, очевидно, та, которая будет представлять собою непрерывную цепь педагогических достижений от начала и до конца работы в ней. Ибо, не случайно ещё у Гёте сказано: «Счастлив тот, кто сможет связать конец своей жизни с её началом»[75]...

957. …Мы давно стали бы умными и мудрыми не только в своей жизни, но и в профессии, если бы действительно следовали мудрости накопленной человечеством в пословицах и высказываниях великих, а не смотрели бы на них как на мёртвые, избитые и никому не нужные фразы. Нам нравится делать всё наоборот в жизни: читая драмо-трагическое – мы не стремимся его предотвращать в своей жизни и работе, а творим новые драмы, нередко приводящие нас к трагедиям. Смеясь над комедией или комедийным в жизни – продолжаем ломать комедии сами в своей жизни и профессии. Блистая памятью на афоризмы и изречения мудрецов всех времён и народов – мы упрямо не желаем применять их суть в своей жизненной и педагогической практике, только щеголяем эрудицией и познаниями. Почему всё-таки мы так делаем? Тут надо признаться: удовлетворительного ответа у человечества нет до сих пор… Может быть это возможно потому, что «…мудрые высказывания разных авторов удивительно сходны не только по содержанию, но и по форме»[76]. И это, действительно, похоже на правду, но вместе с тем: не означает ли это, что мы истин не придумываем и не изобретаем, а каждый для себя их только находит или открывает? Истины, очевидно, существовали и существуют всегда в мире, и может быть всегда в неизменном виде, сами по себе. Потому нам и невозможно выдумать какую-то принципиально новую истину; её можно только найти или открыть для себя, найти как гриб или открыть не встречавшееся нам ранее явление природы…

958. …Что касается педагогического опыта, то надо сказать, что часто можно слышать: лучше жить своим умом, получать «шишки», но свои, самим обдумывать и открывать жизнь для себя. Но позвольте! Разве не разумнее использовать чужой опыт? Зачем обдумывать в профессии то, что кто-то до нас уже обдумывал и сформулировал итог этих обдумываний? Неужели не разумнее: просто брать уже приготовленное другими и идти с ним дальше? Ведь в этом, кажется, и заключается вся сила и энергия прогресса человечества. И может быть лишь из-за того, что открываем свои америки там, где всё уже давно открыто другими, мы и продолжаем топтаться так бестолково на одном месте, а в некоторых вещах, даже идти вспять? Или нет?..

959. …Подавать иногда государственные милостыни гражданам, безусловно, не просто, но не допускать нищеты граждан в государстве – куда как сложнее. Как, одно дело, единовременно помочь бездельному ученику или нуждающемуся коллеге, обеспечив их конкретной помощью или советом, и другое дело, когда их надо «учить» работать и овладевать своим ремеслом, учить разуму жизни на постоянной основе. Это же уже трудно назвать помощью… Вы не согласны?..

960. …Любовь к профессии – это совсем не та любовь между женщинами и мужчинами, которая даётся нам всем природой, и только с её ведома. Любовь к профессии – это дело рук каждого из нас, и вне зависимости от того, что думает по этому поводу сама природа каждого из нас. И пожалуй, в этой связи подобная любовь является одним из величайших человеческих чувств и умений, которые вообще могут творить чудеса и невообразимо высокое в профессии, создавая, как прогресс и новое в ней, так и значительнейшие культурно-образовательные ценности…

961. …Для того чтобы узнать, что должно получиться профессионально, достаточно проанализировать, что имеем в наличии… В этой связи, все учебно-педагогические дела в школе делаются преподавателями на основе одних и тех же образовательных стандартов по диплому. В следствии чего, они все неизбежно будут и должны использовать, и используют на практике одни и те же педагогические приёмы и методы обучения, а вместе с ними, производить и стандартизованный учебный результат, особенно, когда нет опыта в профессии, в котором художественного начала музыки может и не быть вообще… Вот и делайте выводы...

962. …Имейте в виду, что обычно мы откладываем решение какой-либо учебно-образовательной проблемы в обучении до тех пор, пока она не заставит нас признать, что она у нас есть…

963. …Дело в том, что любовь некоторых преподавателей к своим ученикам, иногда вызывает по крайней мере странное впечатление, так как вынуждает учащихся, посредством своих изощрённых приёмов и способов как бы постоянно искупать свою вину и расплачиваться за то, что когда-то они случайно попали в класс этому преподавателю…

964. …Заказные домыслы в адрес какого-то назначенного «козла отпущения» в школе – всегда достигают в своём раннем периоде «самой-самой красоты, силы, изощрённости и плодовитости»… Однако, всё это первым же и увядает, если процесс такого «творчества» затягивается в школе. И в ней редко случается, чтобы фантазия и разум шли вместе, а ещё реже бывает, чтобы способность такого «осуждения» развивалась быстрее здравого смысла…

965. …Не просите близких, коллег и друзей молиться за ваши души, так как в рай всё равно не попасть, а педагогическая преисподняя вообще никаких авансов не принимает и не возвращает никаких долгов. И чтобы нигде не «гореть адским синим пламенем» – просто не нужно грешить профессионально. Не – не ошибаться, а не грешить. И всё!..

966. …Преподавателю всё-таки очень важно понимать – по какой именно причине к нему приходит волнение. Например, волнение вызываемое страхом чего-то, чаще пропорционально не опасности или вредности, или наносимому этим страхом какого-то ущерба, а нашему ожиданию чего-то неприятного, опасного, страшного… Однако, эти наши воображения – не есть реальность, и они говорят, во-первых, о паршивой привычке в нас всегда тревожиться о чём-то, т.е., всегда быть под каким угодно страхом, лишь бы он был. Во-вторых, подобная «любовь» к ощущению страха в себе говорит об отсутствии в нас настоящего желания жить не в ирреальном мире. В-третьих, существование воображаемого страха в нас говорит о чрезвычайной неуверенности во всём, за что бы мы ни взялись. К счастью, все подобные неврозы лечатся, правда, не все невротики видят смысл для себя вообще становиться реалистами в жизни, а не ирреалистами в ней…

967. …Вообще говоря, преподаватель слаб: при похвалах в школе что-то в нём начинает расти, шириться и набирает силу лучшее в нём. Тут, правда, возникает опасность: не будет ли у него какого-либо «профессионального перегрева» с негативными последствиями для всех в школе? При холодном же внимании или безразличном отношении к нему коллег – всё в нём сжимается и скукоживается, и со временем преподаватель становится не только обычной серой мышью в школе, но и чужим человеком в профессии…

968. …Не следует бояться оскорбить бога, министра или директора. Бояться разумнее не чёрной кошки или отсутствия апельсинов в домашней вазе, а оскорбить своим поведением самого себя. Испокон веку всегда было так, что мы сами творцы своих благ, неприятностей, достижений и причина всего этого только в нас. Как говорится, «ад и рай» всегда находятся в наших собственных мозгах, причём, у всех они разные по правилам содержания в них… Вот, примерно эдак было бы нам разумнее поступать всегда...

969. …Нельзя судить о директоре с первого взгляда, как мы это часто неправильно делаем со своими коллегами. Нужно прежде проникнуть в глубины его души, а потом уже оценивать… Хотя обычно, его человеческие и деловые достоинства нередко покрыты интеллигентной скромностью, а недостатки прикрыты маской лицемерия и щитом власти от учредителя. И тут надо признать, что очень и очень немногие из нас могут и умеют сразу распознать характер своего руководителя, ибо, как говорится: и наши совершенные человеческие добродетели, и наши закоренелые пороки, всегда обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением, и часто, совсем не негативных обстоятельств… Так что, всё много сложнее в жизни…

970. …Если согласиться с тем, что иные коллеги вообще не способны мыслить здраво, а также заставить себя заблаговременно отвергнуть всё, что они могут сказать, говорят или сказали бы, то это означало бы для нас: избавить себя от множества бесполезных и нудных споров и разговоров в школе. Но о чём тогда в ней говорить с коллегами? Молчать? Или как?..

971. …Обычно, природа сотворяет каждого из нас очевидно для того, чтобы на свете было хоть одно создание, способное ценить себя в жизни. Мы же создаём и мир для себя, и себя для мира. Правда, бывает и по другому…

972. …Тут конечно никакого секрета нет. Но кто из нас, начиная новое дело с учеником, спешит наскоро достичь результата в нём, тот, обычно, ничего не успевает сделать к сроку. Тот же, кто методично и последовательно оканчивает его, как и начал, тот всегда оказывается – «везде успел»…

973. …Искусство педагогического анализа состоит в умении преподавателя достоверно разбираться в многообразии возможных прочтений данных любой учебно-образовательной ситуации…

974. …Исполнительская страстность ученика – это единственное средство, которое всегда убедительно действует на всех. Страстность рождается в ребёнке как бы самой его природой и основывается на непреложных законах мира чувств человека. И лишь поэтому, не столь технически оснащённый ученик, но увлечённый и страстно играющий, убеждает нас скорее, чем тот технарь, но музыкально равнодушный… Что касается педагогической страстности, то страстность в профессии, часто и умного преподавателя превращает в дурака, наворочавшего глупостей в обучении ребёнка благодаря «свободному полёту» своей души. Но не менее часто, та же страстность, наделяет и педагогических дураков немалым умом профессиональной прозорливости и предвидения. Так что, – каким быть – выбирайте сами…

975. …Чтобы не быть многословным в вопросе искренности сопереживания коллег, скажем словами де Ларошфуко: «Каждый достаточно силён, чтобы переносить несчастия других.»[77]. И эта максима безупречно работает и поныне…

976. …Говоря о деловой дружбе, надо подчеркнуть и иметь в виду, что близкой и тесной дружбой коллег можно считать ту, когда друзья уже не всматриваются, не принюхиваются и не подстраиваются по отношению друг к другу. Вся эта обычная кодировка себя в жизни, – в настоящей дружбе, действительно, не нужна…

977. …Иной раз можно встретить и такого преподавателя, который так мало знает о своей профессии и что-либо из неё, что удивительно, как он все-таки умудряется быть преподавателем в школе…

978. …Кто сказал, что смеяться вредно, дурно или плохо? Даже в сложных или полной серьёзности ситуациях? Давно считается между людьми, что смех более способствует сохранению в нас разума и положительного настроения, нежели раздражения и огорчения при работе в классе. И это очень важно для всех работающих в школе…

979. …Многие из нас испытывают «удары своей судьбы», и не только профессиональной. Причём, – все по своему, кто трагически, кто драматически, кто прозаически, кто юмористически и др. Но если вы на самом деле хотите проверить выносливость своего педагогического характера и свой человеческий потенциал, то лучшего способа, чем вхождение во власть, вам не найти. Дерзайте! Вот только для чего вам эта проверка нужна?..

980. …И сама педагогическая забота об учащихся – не без смысла, так как доставляет нам всё-таки некоторое и какое-никакое занятие в классе. А потом, что бы мы делали в школе и чем занимались бы в ней, не будь у нас никого и ничего, о чём и о ком надо было бы заботиться в ней?..

981. …Известно всем, что труднее всего бывает справиться с собственными досадой и гневом. Поэтому преподавателям и не рекомендуют впускать и растить их в себе. Это болезненно и опасно как для окружающих, так и для самого владельца подобных состояний себя…

982. …Когда бескрылый преподаватель задумывает какое-либо большое для себя начинание, то он всегда кончает тем, что уменьшает его размеры до уровня своей педагогической посредственности…

983. …Остерегайтесь всегда тех коллег в школе, которые хотят вменить вам чувство вины, за всё негативно происходящее в ней с их участием, в вашу постоянную социальную обязанность в ней, ибо они сильнейшим образом жаждут превосходства над вами. Знайте их в лицо! Благо, что их не так много…

984. …Если среди людей и встречаются прямые злодеи, то злодей-чиновник или злодей-служащий, особенно в обличье руководителя ли, пожарника ли, врача ли, бухгалтера ли и т.п. – это злодей, от деяний которого во многом зависит качество нашей жизни. Но нет злодея большего масштаба, чем злодей в одеждах учителя…

985. …Как изменить педагогику к лучшему? Для чего эта затея вам нужна? Тут, пожалуй, единственное, что надо изменять, и изменять срочно, – это ум, который считает, что в педагогике надо что-то менять. А если серьёзно, то лучше изменить своё отношение к ней. Так будет правильнее, а потому и результативнее…

986. …Причинить преподавателю боль может каждый. Это под силу не только ученику или его родителям с директором, но даже и маленькому кроватному клопу. Однако, вряд ли найдутся на белом свете такие ученики с родителями или коллеги, которые были бы способны действительно причинить ему настоящее человеческое страдание… Поэтому, пожалуйста, не усложняйте напрасно себе жизнь в школе…

987. …Как будет лучше? Для этого достаточно просто знать, что лучше – это всегда не так, как было до этого. Правда, некоторые из нас, почему-то усматривают в этом всегда худшее…

988. …Чтобы стать хорошим аккордеонистом, совсем недостаточно иметь хороший инструмент, как и чтобы стать хорошим преподавателем – ещё недостаточно уметь говорить на темы музыкальной педагогики…

989. …Мы нередко говорим: «безвыходное учебное положение». Однако, надо иметь в виду, что значительно большую опасность представляет не само по себе безвыходное положение, а переходы из одного учебного безвыходного в другое учебное безвыходное положение, так как в любой ситуации есть выход только в другую ситуацию…

990. …Раньше считалось учтивостью, когда мужчина, приветствуя или уступая женщине место в автобусе, трамвае, метро, – всегда снимал шляпу. И к чему это привело нынче? К неизбежному: сегодня, это проявление мужской вежливости выражается уже в том, что мужчины почти повсеместно и полностью уступают женщинам свои рабочие места в ДМШ, а шляпы – продолжают носить только отдельные и упрямые чудаки, коих – раз-два, и обчёлся в школе…

991. …Если ребёнок учится в классе маститого преподавателя-мастера, то родители его смогут насладиться профессиональными достоинствами педагога лишь тогда, когда терпимо отнесутся к его человеческим недостаткам. А их может быть в нём и немало…

992. …Опыт школьной жизни учит нас: если преподаватель достаточно добросердечен, чтобы завоевать расположение к себе учащихся с их родителями, и достаточно строг, чтобы заставить их уважать себя и свои учебные требования, то с учёбой и занятиями в классе всё будет в порядке. Если преподаватель – тиран и излишний буквоед, ученики будут стремиться уйти от него, что конечно, им непросто сделать. Если же он мягкотел и безалаберен, они распустятся, и потеряв надлежащий контроль начнут занятиями пренебрегать, лениться, опаздывать и пропускать их…

993. …Важно не то, что кто-то из нас не уверен или сомневается в своём музыкально-художественном вкусе, а есть ли он у него вообще? И тут надо заметить: он есть у нас всех, правда, его качество – дело сугубо индивидуальное…

994. …Жить и ошибаться – в этом, кажется, и состоит всё содержание жизни каждого из нас. И нелепо думать, что мы можем стать и быть в ней совершенством, – им в жизни быть невозможно. Что возможно? Возможно, например, совершенствовать свой характер, чтобы когда наступит очередное испытание в жизни, а это в ней частая неизбежность, то его можно было бы встретить наиболее достойным и уверенным образом. И для этого, неразумно себя обманывать прописными истинами и громкими фразами, неразумно бояться бесцветности и малёванной красивости жизни. Идти по ней спокойно, с любопытством и удивлением, и в ней нет ничего непреодолимого, кроме смерти… А ошибки? Ну, что ж! Не они главное в жизни…

995. …Мы все понимаем, что одной из главных задач преподавателей и родителей является та, чтобы научить детей вести себя в приличном обществе. При этом, мы, очевидно, совершенно забываем, что есть и вторая, не менее важная задача, – всячески обеспечивать их этим приличным обществом. И вообще-то говоря, то и другое становится для этих несчастных, да и не только для них, настоящей и, действительно, не маленькой проблемой…

996. …Неплохо понимать и учитывать при педработе: когда кому-то из нас кажется, что всё, и даже весь мир, против, то чаще всего дело заключается в том, что против всех выступает только тот, кому это кажется, а не всё или целый мир против одного…

997. …Работая в школе, никогда не следует думать, что уже всё знаем в своей профессии. И как бы высоко ни оценивали нас коллеги, всегда разумнее сказать себе, чем не сказать: я всё ещё недостаточно знающ в ней. Но, гордыня… Между тем, если дать волю своей гордыне, то из-за неё мы будем упорствовать там, где нужно было бы согласиться, и всё. Из-за неё мы не станем принимать полезного совета и дружеской помощи коллег или желающих помочь нам. Из-за неё мы утрачиваем меру объективности в своих суждениях…

998. …Нужно обязательно учиться быть счастливым и в минуты отдохновения от педагогических трудов своих праведных, когда осознаёшь, что жив и выжил после напряжённого дня работы с детьми. Это умение должно быть в нас непременно, так как мы счастливеем не только от бурной профессионально-педагогической деятельности, когда о счастье, собственно говоря, и подумать-то некогда, но и в минуты осознания уже сделанного, особенно, когда оно сделано успешно и качественно…

999. …Если чрезмерное или какое-нибудь исключительное увлечение едой есть результат нашего неразумия, то и невнимание с небрежностью к еде – есть неблагоразумие. И истина здесь, между прочим, как и всюду, лежит в середине: тут увлекаться не стоит, но и не оказывать должного внимания нельзя. А потом, нет ничего более властного в нашей жизни и жизнедеятельности нашего организма, чем установленная привычка или ритм действий. Например, любая функция организма, в особенности вегетативная, всегда имеет постоянную склонность переходить на навязанный ей жизненными обстоятельствами режим реагирования…

1000. …Существует хороший способ «забыть» о художественной стороне музыкального произведения в целом – начать тщательнейшим образом и пристально шлифовать его детали. Очень хорош этот способ и тогда, если надо «избавиться» от выполнения какой-то общей задачи – просто всё внимание сосредоточить на мелочах. В любом случае, результаты получаются – удивительные!..

[72] Лев Николаевич Толсто́й (1828-1910) – один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей-романистов мира.

[73][75] Иога́нн Во́льфганг Гёте (1749-1832) – немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.

[74] Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (1829-1894) – русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог.

[76] Якоб Дистель.

[77] Франсуа́ де Ларошфуко́ (1613-1680) – французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера.