901. …Есть в мире вещи, которые сразу узнаются, при первом же их появлении, но есть и такие как, например, счастье, которое всегда узнаётся что было с нами лишь после того, когда оно уже прошло. То есть, нельзя стать счастливым заранее или в 17 часов завтрашнего дня, а вот, вчера, после обеда, явно было счастье, так как выключили электроэнергию и занятия в школе были сняты… Между прочим, у А. Солженицына[56] есть интересное этимологическое объяснение сути слова счастье: «…счастье происходит от се-часье, то есть этот час, это мгновение.»…
902. …Лучше всего проявлять юмор в школе – это иронизируя над самим собой. И так для преподавателя будет разумнее и безопаснее. В противном случае: многие окружающие в ней могут не только обидеться, но даже стать врагами, а с самим собой «юморист» уж как-нибудь да договорится…
903. …Директора школ, у которых отсутствует чувство юмора, представляют большую опасность как для учащихся и их родителей, так и для педагогического коллектива. И считается, что юмор или самоирония, как первые признаки человечности в ком бы то ни было, никогда не наблюдаются у тех опасных директоров, которых, кстати, немало в школах. Конечно, из этого не следует, что всякий, не обладающий чувством юмора, – опасный тип. Свою опасность человек прекрасно доказывает многими другими способами...
904. …Очень часто мы огорчаемся, раздражаемся и относимся даже враждебно к своим коллегам из-за воображаемой нами обиды от них. То есть, фактически обижаться-то вроде бы и не на что, но демонстрация обиды при этом, всё же есть... Чувствуете, как это смешно может выглядеть со стороны? Очень смешно… Поэтому, никогда не следует показывать даже вида, что мы на что-то или на кого-то обиделись. Одно дело – быть обиженным действительно, а казаться всем обиженным – это совсем другое. Казаться обиженным – это призыв к публичной жалости к себе, это унижает...
905. …В школе глупо попусту раздражаться, так как нельзя же по своей воле разрушать собственные нервы. Например, ну что толку, если мы с утра недовольны собой или женой, или тем, что надо идти на работу? Что толку от нашего недовольства ученикам, коллегам? Кто получает выгоду от этого нашего настроения? Никто! А вот негативный эффект налицо – нервные клетки умирают быстрее, чем им положено…
906. …Составить относительно понятное описание характера преподавателя – не так-то просто. Это занятие похоже на лабиринт, у которого неизвестны ни вход, ни выход. Но в любом случае, преподавателей по характеру можно условно разделить на четыре категории.
Первая категория – это те из них, кого можно назвать страдающими. Следуя своему неверному или случайному выбору профессии, они подвергают себя моральным и физическим истязаниям работая в школе. Они привычно и как-нибудь «тянут лямку», и будут это делать до первой возможности оставить работу в школе.
Вторая категория – это преподаватели, причиняющие страдания другим. Они приходят в школу словно для того, чтобы показать всем в ней «где раки зимуют». И ученикам, и их родителям, и коллегам. Они соблюдают только свои правила игры в школе, меняя их при первой же собственной необходимости или потребности.
Третья категория – это преподаватели, как сами страдающие, так и причиняющие страдания другим в своём окружении. Они живут и работают сами чем-то мучаясь и тревожась, и этим изрядно мучают и допекают всех вокруг.
Четвёртая категория – преподаватели, сами не страдающие и не причиняющие страданий другим, т.е., – не мученики, и не мучители. Они живут и работают в мире и покое, свободные от каких-либо желаний кого-то обременять, принуждать без их на то согласия, даже следуя требованиям учебно-образовательных программ, они не мучают себя, своих учеников, не впадают в панику и ежедневно совершают свои хорошие педагогические дела...
907. …Преподавателю необходимо в течение всей своей педагогической жизни совершенствоваться в профессии, в знаниях, духовно, в способностях. Даже свой характер или терпение можно изменить. Всё можно выработать в себе, если по-настоящему захотеть, если не давать себе поблажки, если не шутя...
908. …Различные всплески негативных эмоций и всякие закидоны своего характера, преподавателю в школе надо контролировать и сдерживать их, угнетать своим разумом и подчинять ему. На то и даётся нам разум, чтобы мы это делали постоянно и тщательно отслеживая результат...
909. …Каждое оскорбление или унижение, наносимые нами ученику в приступе педагогического раздражения в классе, в конце концов обязательно упадёт на нас самих и, особенно остро, когда наступили времена ювенальной юстиции. Поэтому, перед тем, как войти в вираж учительской гневности в классе, вспомните хотя бы слова Д. Свифта[57]: «Отдаваться гневу – всё равно, что мстить себе за вину другого». Может быть это вам поможет?..
910. …Преподаватель школы, который не научился быть хозяином самому себе, а потому постоянно впадающий в пароксизмы[58] педагогического раздражения, и даже приступы бешенства и гнева, это – никуда не годный преподаватель… Кому толк в школе от того, что преподаватель проявляет вспыльчивую гневливость?.. Или он её проявляет не всюду и не везде, и не со всеми в ней? А если это так, то для чего это ему такая избирательность? Вы не задумывались?..
911. …Не правы те из нас, кто разделяет приёмы обучения на хорошие и плохие, естественно, следуя первым и избегая вторых. На самом же деле, все приёмы будут хороши, когда преподаватель знает где и как их применять, и все они могут стать плохими, если он их использует вслепую… Но в любом случае, всегда разумнее приобретать сильные и прогрессивные приёмы обучения, развивать их в себе и расти самим вместе с ними. И когда вы, в конце концов, подчините себе весь необходимый в профессии набор педагогических приёмов обучения, то их сила и авторитет станут вашей педагогической силой и авторитетом, а их вес – вашим профессионализмом. Отсюда резюме: педагогические приёмы – это профессиональное богатство преподавателя…
912. …Умение заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется, и, наоборот, то есть действовать на основании собственного понимания необходимости действовать именно так, а не иначе, – пожалуй, одно из основных педагогических умений и наиболее затратное проявление воли преподавателя. Ведь воля – это не только наше умение добиваться поставленной цели, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно, хотя это и очень хочется...
913. …Иногда, нам трудно себя сдерживать в классе, мы легко возбуждаемся и с трудом успокаиваемся. И мы, порою, своими душевными переживаниями причиняем себе вреда больше, чем может причинить его нам злонамеренный или враждебно расположенный к нам человек...
914. …Даже не пытайтесь топить свою «неудалую» реальность в вине; она хорошо умеет плавать, а вот вы – вряд ли выплывите. Лучше для вас: всё понять, всё осознать и найти то дело, которым вы займётесь с упоением. Конечно, если ещё не опоздали…
915. …Педагогическое здоровье – это свобода преподавателя и, прежде всего. свобода выбора различных зависимостей: плохих или хороших привычек, той или иной моды, знаний, вероисповедания, места работы, любимых и т.д. Везде выбор – это наше здоровье. Нельзя выбрать только родителей и детей; всё остальное – можно…
916. …Вы спрашиваете: зачем жить? Да пока мы живы, мы ещё можем успеть сделать что-то хорошее, а когда помрём – уже ничего сделать будет нельзя. И это должно войти в наше сознание твёрдо и незыблемо, как существование Тихого океана или завтрашний восход солнца, ибо, как однажды сказал С. Лемм[59]: «…не верю в жизнь после смерти, потому что этому нет ни малейших научных доказательств». Да что Лемм? Ещё в Екклесиасте[60] нам сказано: «Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». (Книга Екклесиаста или Проповедника. Гл. 9:10). Там, везде и всюду, только небытие…
917. …Конечно, разумнее служит профессии не тот из нас, кто отдаляется от человеческой жизни или так любит свою профессию, что ненавидит любую жизнь вне неё, а тот, кто прежде всего живёт и любит жизнь за всё, что есть здравое в ней, т.е., и с профессией в ней. Только в этом случае можно получить возможность творить добро не жертвуя и не ущемляя себя. И только так, можно приобрести и «вечную жизнь», которая всегда заключается в учениках и делах наших в них...
918. …Мы иной раз не говорим всей правды другим потому, чтобы не обидеть, чтобы избежать неприятных последствий, чтобы не быть свидетелем чьих-то переживаний, чтобы самим не услышать её, чтобы не сказать лишнего и т.п. То есть, такое «умолчание» не есть наша ложь, не есть неправда, а всего лишь не «склонность к прямолинейности». И бывают случаи, когда эта непрямолинейность, как таковая, вполне возможна, позволительна и даже желательна. Например, она позволительна, если мы говорим родителям не всю правду о творческих способностях их детей. Когда нас излишне контролирует директор, и мы таким образом вводим его в неведение, чтобы скрыть от него малозначащие на наш взгляд детали и т.п. Очевидно, что непрямолинейность желательна бывает и тогда, когда мы, сообщая правду, можем нанести кому-то из окружающих тяжёлую душевную травму или вред. И такой «обман» уже трудно назвать выражением чёрствости или бездушия в нас. Скорее наоборот, проявлением деликатности, внимательности и великодушия, например, в беседах с родителями учащихся. Поэтому, в одних случаях, мы как бы имеем моральное право быть с ними непрямолинейными, а в некоторых – мы просто обязаны это делать. Конечно, когда «обман» обязанность, то мы делаем это способом умолчания, способом двусмысленных выражений, способом подготовки всей ситуации к восприятию худшего и т.п., но никогда с помощью прямой лжи. Ибо отрицательное значение лжи заключается, прежде всего, в злоупотреблении правом одного собеседника на правду и истинность получаемой информации другим собеседником. Ведь в этом случае, наше неуважительное пренебрежение сущим в их достоинстве становится столь велико, что ни одна учебная ситуация или обстоятельство беседы не может позволить нам пренебречь этим правом родителей. Даже если необходимость учёта их интересов требует от нас прямого обмана, то и тогда следует отказаться от такого обмана, если он может быть достигнут лишь с помощью лжи. И последнее… Если педагогический «обман» помогает учащимся и их родителям в деле обучения, то это уже совсем и не ложь преподавателя, а отличное профессиональное средство воздействия его на остальных участников учебного процесса. Правда, как и везде, тут должно быть повышено внимание к технике лжи со стороны преподавателя, и везде лучше, как говорил нам Секст Эмпирик[61]: «Ложью пользуйтесь только как лекарством.»…
919. …Когда в школе у нас ни к кому из коллег нет никакой ненависти, а любое оскорбление в ней кого-либо из них является тяжким бременем для собственной души, то что удивительного в том, что мы этого не делаем в ней, даже во имя святой профессиональной справедливости?..
920. …Иногда, исполнять свой педагогический долг действительно становится муторно и тягостно, но ещё мучительней, должно быть, – не исполнить его или исполнить кое-как. Или нет?.. То есть, в принципе, о нашей профессии можно сказать и так: нет ничего прекраснее Музыки на свете и человеческого чувства долга преподавателя в своей профессии...
921. …Вопрос профессиональности – это, в основном, вопрос обучаемости, а вопрос человеческой надёжности – это вопрос наличия: это или есть в нас, или нет... Постоянство правильных человеческих и профессиональных взглядов – это основа всего лучшего в преподавателе…
922. …Слово преподавателя всегда было и остаётся путеводной звездой для учеников, так как в его слове всегда была сокрыта самая великая энергия человеческого духа – энергия самосовершенствования. И не случайно, только словом человечество создавало свои культуры, веры, идеалы, нравственность, мораль... Распущенность же педагогического языка в классе, все эти наши словечки, вроде «стоеросовые дубины, бараны, идиоты, дураки, мерзавцы, балбесы и т.п. прочести», ни с какой точки зрения никуда не годный навык. Он, кроме подчёркивания униженности и невоспитанности, нам ничего не даёт. Более того, мыслители ещё издревле говорили, что «Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.»[62]. Вот о чём в школе надо никогда не забывать. И когда мы ощущаем иногда, что не владеем своими чувствами в классе, то своими словами и выражениями мы обязаны всегда владеть и контролировать ситуацию. Ибо всё плохое легче срывается с языка, чем хорошее… Между прочим, в учении Будды[63], все употребляемые людьми слова разделяются на пять категорий с противоположным смыслом: на уместные и неуместные, на отвечающие действительности и не отвечающие ей, на мягкие и грубые, на полезные и вредные, на слова, сказанные с любовью, и на слова, сказанные с ненавистью. Рекомендации этого древнего учения, как никакие другие, больше всего подходят и для нынешних условий педагогической работы в музыкальных школах. Ведь с какими бы оттенками слов к нам не обращались окружающие в школе, мы должны стараться всегда сохранять душевное равновесие, не употреблять грубых слов, быть полными участия и внимания к обращающимся и не проявлять гнева или ненависти к ним даже тогда, когда кто-то из них, может быть, этого и очень заслуживает...
923. …Будут среди собратьев по профессии и такие коллеги у нас в школе, которым, когда скажешь что-то неловкое и неудачное – они просто посмеются и забудут, но будут и такие, кто запомнит и начнёт мстить за нашу глупую оплошность. Как говорится: и от одного слова бывает навек ссора. К счастью, не всегда и не со всеми...
924. …Дорогой М.М.! К своим шуткам в школе надо относиться весьма серьёзно, а не «куда понесёт» или «насколько получится», так как коллеги могут истолковать их по своему. И нельзя шутить в ней напропалую и всегда, ибо «Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью»[64]…
925. …Существует известная психологическая закономерность: слова, сказанные однажды коллеге в раздражении или просто в шутку, имеют силу убеждения как для того, кто их выслушивает, так и для того, кто их произносит. А если они эпизодически ещё и повторяются, то повторенные несколько раз, они уже приобретают для обоих значимость некоей поведенческой программы, т.е., в привычку. И надо сказать, что изменять программу-привычку всегда сложнее, чем приобретать её. Так что: будьте аккуратнее с коллегами…
926. …Неучастие преподавателя с учениками в конкурсах – дело терпимое, но его безучастный взгляд, слово и внимание в классе – педагогически недопустимы…
927. …В общении с коллегами разумнее не говорить с ними много о своих проблемах или успехах, так как первое им может показаться совершенно неинтересным, а второе может их огорчить, а ещё хуже – негативно раззадорить. Вам это надо?..
928. …Правильно организованное молчание преподавателя в общении, порою оказывается самым строгим порицанием, критикой или наказанием. Иногда молчание может выразить и самое невыразимое, ибо оно бывает «…выразительнее всяких речей.»[65]. Нередко молчание может стать лучшим ответом, кому бы то ни было... И не всегда правы те из нас в школе, кто утверждает, что излишняя молчаливость коллег не всегда демонстрирует присутствие в них ума. С этим нельзя согласиться безоговорочно, так как умное молчание преподавателя доказывает отсутствие и глупости в нём показаться умным там, где это никак неуместно. А это уже и не ум, а мудрость есть... Или как?.. Более того, не замечали ли вы, что мы редко огорчаемся тем, что мало или недостаточно говорили при общении с коллегами и, напротив, очень часто раскаиваемся в том, что говорили слишком много и непозволительно свободно с ними? Т.е., мы часто раскаиваемся в том, что именно говорили и не сказали, но редко сожалеем о том, что молчали и только слушали. И получается, что нам нужно всего полтора-два года, чтобы научиться говорить, пять-семь лет, чтобы научиться прилично играть на музинструменте. Но многим из нас и целой жизни не хватает, чтобы научиться при общении держать язык за зубами…
929. …Преподавателю на уроке надо сегодня сказать лишь то, что необходимо сегодня узнать ученику. Т.е., сказать только то, что он действительно должен узнать сегодня на уроке. И это очень важная вещь в педагогике. Всё прочее отложить, и сказать в более подходящее время и к месту. В этом и заключается владение техникой хорошего преподавания… Мы часто говорим в школе: краткость – мать таланта. И это неоспоримо так. Но при этом забываем уточнить для себя, что наша краткость должна быть всем внятна, понятна и доступна, что и будет в совокупности составлять педагогический талант в нас. В то же время надо признать, что и истинное педагогическое красноречие преподавателя на уроке – есть также талант, ибо это «…умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно»[66]... Другими словами, чтобы ваши мысли при общении с учениками были более точными и лаконичными по содержанию, вам надо больше заботиться о том, чтобы их не растворять в большом количестве слов. Именно таким образом удаётся сократить не только время общения, но и легче удерживать тему беседы в нём, а не «рыскать» лихорадочно: что бы ещё такое сказать ученику…
930. …Когда вас хвалят на педсовете – не вздумайте кокетничать. Не старайтесь прерывать хвалящих, не кривляйтесь и не гримасничайте. Сидите спокойно и с достоинством, будьте вежливы, скромны и милосердны. Все в школе имеют право говорить, особенно, когда их попросят…
931. …Многие из нас любят жаловаться и попенять коллегам на свои «несчастья и невзгоды», особенно тому из них, кто солиден и достиг какого-нибудь очередного творческого успеха со своим учеником. И такое поведение, похоже, как-то уравнивает в нашем сознании наши шансы с шансами коллеги, хотя бы до следующего конкурсного случая или успеха. Это делает нас психологически более равными… Ведь всем в школе видно, что если бы не всякие обстоятельства, то…
932. …Музыкальный слух, чувство ритма и ощущение необходимого времени для звучания музыки, гармоническая, интонационная и тембровая памяти, эстетический вкус – главные профессиональные инструменты преподавателя музыкальной школы. А умение слушать и музыкально слышать – это его главный профессиональный навык…
933. …Дело в том, что настоящее благородство в нас заключается не в превосходстве над другими, а в превосходстве над самим собой. И понятно, что если вы желаете иметь недругов в школе, то вам надо обязательно, и как можно чаще, показывать коллегам своё превосходство над ними. Им это всегда будет сильно «нравиться», и они будут, вне всякого сомнения, просто «ликовать», и ликовать всегда, а не только тогда, когда у вас случится что-нибудь противное вашему чувству превосходства. Но не нужно путать превосходство с высокомерием, которое является ещё более непривлекательным качеством в нас. Ведь тут нельзя забывать, что само по себе «Высокомерие – единственная причина того, что мы так дерзко заносимся перед низшим и так постыдно пресмыкаемся перед высшим»[67]... Вот почему нам необходимо так тщательно избегать чувства превосходства в себе, которое, если всё бросить на произвол судьбы, неизбежно приводит к высокомерию и надменности. Избегайте чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого мнения о других…
934. …Надо вам сказать, что у директора всегда есть выбор из трёх способов работы над ошибками или просчётами в коллективе. Первый, когда он подчёркивает и даёт оценку ошибке кого-то из преподавателей публично, перед всем педколлективом на педсовете, иногда и за пределами своего коллектива, что, само по себе, совершенно неразумно и это абсолютно недопустимый метод руководства. Второй, когда директор обращает внимание преподавателя на совершённую им ошибку, указывает ему и на причины её возникновения, и на последствия, но для этого он приглашает преподавателя одного к себе в кабинет, чтобы ни другие коллеги, ни, тем более, ученики, ни их родители не могли слышать и знать сути разговора между ними. И это не какая-то «тайная кадровая возня», а самый что ни на есть здравый подход культурного и порядочного руководителя. Третий, когда директор «негодует на публике», когда «распекает» кого-то из преподавателей в присутствии учащихся, их родителей, других коллег, например, в коридоре школы. Это самая скверная манера руководителей. Это никогда не достигает цели исправления, а, наоборот, только унижает тех, кого «распекают» и только озлобляет их, так как весь рабочий день после этого они вынуждены оставаться со своими чувствами наедине и среди своего школьного окружения. Так что, как всегда выбор есть, а вот каким именно он будет – зависит от человеческих достоинств в нас, в том числе и директорских…
935. …Проблема с критикой в коллективе ещё бывает и в том, что неразумно критиковать кого-либо в школе за глупость. Ибо, если мы так сделаем, то «глупец», получив таким образом для себя от нас даровую пользу, может действительно возомнить себя нашим другом и настойчиво добиваться этого статуса. Тут много ума не надо. И вообще с критикой аккуратнее, так как «Критика – опасное средство. Назначать следует с осторожностью: по одной капле на ведро сиропа»[68]... И действительно, если критика в школе «жарит», а не показывает лучшего, то есть большие сомнения: критика ли это? Когда критики много, когда она преступает меру здравости и справедливости, то она вместо пользы приносит нам вред, как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика… Так что подумайте хорошенько, прежде чем критиковать всех подряд в школе… Кроме этой рекомендации, разумно обратить ваше внимание на то обстоятельство, что от критики в школе нельзя спастись, особенно когда кто-то из наших коллег, и хорошо если сам, а не по «просьбе администрации», должен что-то сказать или о нас лично, или о нашем творчестве. От школьной критики неразумно и обороняться, так как в обоих случаях – это всегда всего лишь отдельное частное мнение, которое, часто, ещё может быть и «проплачено» или кому-то оно позарез необходимо. Таких частных мнений о чём угодно у нас всегда столько, сколько будет желающих высказаться, где мы почему-то больше любим негатив, чем позитив. Поэтому, со школьной критикой разумнее поступать всем назло и, мало-помалу, школа с таким упрямством, обычно, свыкается…
936. …И удивляться тут нечему, ибо все мы подвержены заблуждениям. Это, можно сказать, некий жизненный стандарт поведения для всех людей… Например, ничто так не бывает поучительным для преподавателей школы, как какое-либо профессиональное заблуждение её директора. Но мешать ему заблуждаться не нужно, так как директора – всё-таки не кассиры, и нередко, в ошибках иных директорских заблуждений – содержится большой здравый педагогический смысл – что в школе противопоказано делать!..
937. …Конечно, жалкая судьба человека, который смотрит на жизнь с высоты только своих несчастий и неприятностей. Эти люди, как правило, мрачны, злобны и злопамятны. В жизни разумнее действовать так, как советовал ещё И. Бродский[69]: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы, каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т.д. Старайтесь уважать жизнь не только за её прелести, но и за трудности». А его жизнь, как вы знаете, совсем не была примером благополучия и достойного существования…
938. …Действительность для нынешнего начального музыкального образования как бездушный робот с железными руками и железными челюстями. Вы спрашиваете, что нам делать при такой ужасной действительности? Конечно, не любоваться ею сложа руки, не делать вид, что ровным счётом ничего с нами не происходит в ней. Разумнее всего, было бы действовать, хотя бы как-то и насколько это возможно, чтобы другие коллеги, потом, могли жить от профессии лучше, если уж нам никак нельзя было и не получалось жить от неё. Но как действовать и что именно делать – этого никто не знает…
939. …Разве нам с вами не известно, что мы формируемся не столько обстоятельствами, сколько сопротивлением им?.. И не надо отчаиваться. Мы все в профессии вначале немного дураки…
940. …Не думайте, подобно многим суеверным, что каждому из нас определено с рождения, кто станет руководителем, а кто преподавателем, кто будет мудрым или глупым, милосердным или бездушным, порядочным или подлецом и т.д. Ведь никто не принуждает нас насильно, никто не предопределяет нашу жизненную или профессиональную судьбу, никто не влечёт нас против своей воли на ту дорогу, по которой идём. Человек всегда избирает свой путь самостоятельно, следуя своему разумению и желанию идти им...
941. …Для преподавателя, самая безопасная техника поведения в школе – не быть снисходительным к себе, хотя бы в некоторых педагогических случаях, и не искать причин своего неблагополучия в коллегах или в создавшихся неблагоприятных учебно-образовательных условиях. Коллеги здесь – не при чём, а условия – всегда неблагоприятны…
942. …Желать уничтожить в учениках лень – всё равно, что желать уничтожить их самих. И дело здесь в том, что преподаватель, ругающий лень в учениках «на все корки» – это один расклад. Однако, как говорится, преподаватель ругающий ленивых учеников подобен «…маятнику, издевающемуся над приводящим его в движение механизмом, или следствию, не знающему своей причины»[70]...
943. …Понятно, что когда наши устремления к цели вялые и слабые, то и наши достижения принимают такой же вялый и слабый характер. Но если мы стремимся к своей цели упорно и с азартом охотника, преследующего зверя по следу, то ничто не в силах помешать нам добиться её достижения. И ведь как часто бывает: многие вещи или дела считаются невозможными ровно до той поры, пока они не бывают осуществлены кем-то…
944. …Настоящие преподаватели нередко принимают и рискованные, и даже опасные педагогические решения. И делают они это совсем не потому, что такие уж рисковые или безбашенные любители опасностей вообще, а потому, что решения эти, являются для них наиболее оптимальными из набора возможных. При этом надо понимать, что оперативное решение какого-то вопроса в обучении, пусть и не вполне совершенное, но принятое своевременно, всегда многажды лучше нашей медлительной нерешительности. И это особенно важно в делах практических, т.е., непосредственно на уроке...
945. …Правильное обучение почти всегда требует профессиональной тщательности и педагогической продуманности. Однако, мы редко можем позволить себе прямо на уроке предаваться размышлениям по этому поводу. У нас, многое нужное для обучения должно заранее и всегда быть в голове. И у кого из нас этого больше, тот выглядит профессиональнее…
946. …Во всём нам нужно терпение. И в работе, и в жизни. И надо уметь переносить не только жару, холод, голод, жажду и т.п. вещи, но и уметь переносить оскорбление, унижение, клевету от других, а также лодырничанье и ничегонеделанье в своих учениках. Поэтому, преподавателю никогда не следует терять своего терпения. Ведь обычно это, как правило, именно тот последний ключ, открывающий двери туда, куда мы хотим попасть. И надо понимать, что настоящее терпение преподавателя в школе проявляется только тогда, когда терпеть ему в ней становится уже не под силу. И если преподаватель подобное преодолевает – это, скорее, говорит не об его несчастной преподавательской участи, а об его незаурядной силе терпения... Уметь терпеть – это, пожалуй, самое большое педагогическое достоинство, которое может быть у нас. Впрочем, без этой вещи и родители учащихся – не родители...
947. …Если учащихся только ругать и наказывать, то зачем нам для этого нужны музыкальные школы? Тогда и музыка не нужна, и культура. Да и дети-то здесь, похоже, лишние. Неужели, к чёрту музыкалки, к чёрту музыкальное искусство? К чёрту музыку? Или как?..
948. …Если можно так выразиться, то судьба всегда сокрушает нас двояким образом: если она отказывает нам в осуществлении некоторых желаний, то одновременно с этим, обязательно исполняет часть других наших желаний. Не замечали за судьбой такой хитроумной почти закономерности? Но, конечно, бывает в жизни и так, что неполучение того, чего желали, иногда оборачивается чудесным подарком судьбы. И здесь надо всегда иметь ввиду, что мы, порою, чрезвычайно много усилий тратим на то, чтобы сделать что-то, чего не следовало бы нам и делать, достичь того, чего нам совершенно не нужно было бы и иметь, попасть туда, где бы лучше никогда и не появляться... Как вы думаете?..
949. …Чаще всего причина неуспеха, обычно, – это завышенная цель, которая выше реальных возможностей ученика и преподавателя, как по отдельности, так и совместно. Везде требуется разум. И как говорится: не следует подлезать под тяжесть, которую вы поднять не в силах… То есть, каждый из нас должен брать на свои плечи в школе только тот труд и учебные цели, которые будут соразмерны нашим профессиональным силам и возможностям. В противном случае, если тяжесть предпринятого окажется чрезмерной, то можно поневоле попасть в просак. Поэтому, каждый из нас должен преимущественно браться за то дело в классе, что действительно для нас возможно и что действительно для ученика целесообразно. И тогда, когда мы правильно оцениваем свои силы и возможности, мы ясно увидим, что должны сделать для достижения поставленной цели. С другой стороны, зная свои недостатки и меру своих невозможностей, мы также видим, чего должны избегать в учебном процессе. И тут считается, что первым признаком педагогической мудрости всегда остаётся умение преподавателя отказаться от недостижимого в обучении ребёнка. Поэтому, если вы хотите достичь того, что желаете, то желайте только достижимого. Недаром же ещё в Книге премудростей Иисуса, сына Сирахова, говорится: «…Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай…»[71]... Вот, примерно, как-то так по этому вопросу…
950. …Вы спрашиваете: кого можно считать профессионально умным среди нас? Ответ прост: да только тех, кто стремится лишь к достижимым целям в профессии...
[56] Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын (1918-2008) – русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель.
[57] Джо́натан Свифт (1667-1745) – англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт, общественный деятель и священник.
[58] Парокси́зм (раздражение, озлобление; поощрение) – усиление какого-либо процесса (например, боли, душевного состояния и др.) до наивысшей степени и могут быть проявлением ряда заболеваний.
[59] Стани́слав Ге́рман Лемм (1921-2006) – польский философ, футуролог и писатель (фантаст, эссеист, сатирик, критик).
[60] Екклесиаст – одна из наиболее поздних книг Библии (IV-III вв. до н.э.), памятник древнееврейской афористической литературы.
[61] Секст Эмпирик (2-я половина II в. н.э.) – древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма.
[62] Аристо́тель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В 335/4 основал Ликей (Лицей).
[63] Бу́дда Ша́кьямуни (563-483 до н.э.) – духовный учитель, легендарный основатель буддизма.
[64] Пифаго́р Са́мосский (около 570-490 до н.э.) – древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
[65] Шарль Луи́ де Монтескье (1689-1755) – французский писатель, правовед и философ эпохи Просвещения, один из зачинателей идеологии либерализма.
[66] Франсуа́ де Ларошфуко́ (1613-1680) – французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера.
[67] Жан де Лабрюйе́р (1645-1696) – французский моралист.
[68] Якоб Дистель
[69] Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (1940-1996) – русский и американский поэт, эссеист, драматург и переводчик.
[70] Клод Адриа́н Гельве́ций (1715-1771) – французский литератор и философ-материалист утилитарного направления.
[71] Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл. 3:21.