Тема для меня самого неожиданная. Как-то не задумывался, пока не случился прошлой весной сюрприз. Но по законам жанра о сюрпризе - в конце этого сообщения.
Ну не знаю, с чем можно сравнить впечатление о ранневесенних луковичных первоцветах. Разве что, с ожиданием этого цветения.
И все эти такие ясные, традиционные и малохлопотные заботы по уходу за ними и по посадке луковичек.
При этом как-то упускаешь из виду, что вегетативное, луковичками, размножение – не главное и не основное в природе этих замечательных растений. А главное-то – семена. Принято думать (и это совершенно верно) что семенами их размножают только удивительные товарищи – селекционеры.
Но у растений на это своя точка зрения. И они производят семена. А семена при любой возможности прорастают: вот он – самосев.
Я прикинул, кто из первоцветов у меня в саду самосеется. И вот какой список получился.
- Дикий, сорный – но безвредный и очаровательный
Гусиный лук малый (Gagea minima)
Вот уж кого определенно никогда не сажал. Мелколуковичное из дикой природы – гусиный лук. Растенице крошечное, почти миниатюрное и почти незаметное. Но его желтые цветки-звездочки распускаются одними из первых, когда земля практически голая, и смотрятся трогательно и нежно. Сорнячок, а такой приятный. И каждую весну вновь неожиданный.
У меня был период, когда до участка руки не доходили, и на нем все заросло. И пропали гусиные луки – не пробиться им сквозь дернины более мощных растений. Даже как-то защемило, забеспокоился я о сорняках пропавших. Но взялся опять за расчистку цветников – и вновь заискрились их золотистые звездочки.
Исключительно самосев, полагаю.
- Ветеран сада
Пролеска сибирская (Scilla siberica)
Эта дача у меня уже лет 45, а пролеска сибирская была на ней до меня. Не помню, чтобы я когда-то где-то ее сажал-пересаживал. Сама появляется и растет – там, где ей удобно и там, где ее меньше беспокоят. Последние годы выбрала себе крошечную лужайку на высоком солнечном берегу пруда и ранней весной превращает этот пятачок в изумительное небесно-голубое облачко.
Заметил, что пролеска комфортно прижилась и в древней дернинке подснежника: только тот отцветет, а на фоне его нарастающих листьев распускаются ее цветки.
Вот уж действительно исключительно самосевный первоцвет. Недавно, кстати прочитал рекомендацию, удалять завязи пролесок, чтобы избежать самосева. Но мне эти упрямо-пронырливые цветы никак не мешают, а ни времени, ни настроения ощипывать их завязи как-то нет.
- И совсем недавнее вселение
Пролеска киликийская (Scilla cilicica)
Ранней весной прошедшего года с удивлением нашел у себя еще одну пролеску – киликийскую. Никогда ее не сажал. У ближайших соседей ничего похожего не бывает. Скорее всего, занес с какими-то саженцами. И, принимая во внимание повышенную склонность сцилл к самосеву, скорее всего, именно семена.
Вдвойне удивительно, поскольку этот вид сцилл считается относительно теплолюбивым: может быть, последние зимы оказались достаточно для него теплыми.
- Более изысканный самосевец
Мускари армянский (Muscari armeniacum)
Мускари хоть и довольно обычный первоцвет, и даже заурядный, но не «дикарь», вполне себе садовое растение. Странно, что распространенные его названия какие-то уничижительные – мышиный гиацинт, гадючий лук. А ведь растение пусть и не крупное, не пышное, не яркое, но замечательно изящное, утонченное. Что не мешает ему преспокойно распространяться самосевом и расцветать в самых неожиданных местах. В наследство от прежних хозяев дачи это сокровище мне не досталось – сам сажал. Но сейчас мускари радует меня цветением совсем не там, где когда-то был посажен, а там, где он прижился. Конечно, куда-то я его занес с землей, но полагаю, в большинстве случаев это – самосев.
Любопытно, что распространилась у меня именно дикая вариация – ни белоцветковые, ни хохлатые сорта в неожиданных местах не проявлялись (возможно, их сортовые признаки не сохраняются при семенном размножении).
- Настоящий сорняк
Птицемлечник зонтичный (Ornithogalum umbellatum)
Одно из немногих моих растенияй, о приобретении которого я не раз пожалел. И пусть птицемлечник этот – единственный представитель рода, имеющий медицинскую ценность. И пусть цветет он распрекрасно, целыми снежно-белыми полянами.
Но вот поляны эти он образует стремительно и везде, куда сумеет пробраться. И все на этих полянах забивает – не чудесными цветками, конечно, а невероятно разрастающейся массой луковок и тучной листвой. И только просеивая землю, мне удавалось очищать участки, захваченные «нежным» первоцветом. А чуть недоглядишь, крошечные луковички-детки заносятся куда-то с землей – и новая экспансия. Это, думаю, основной путь расселения вражины. Но и самосевом он неплохо размножается.
- И – сюрприз
Гиацинт восточный (Hyacinthus orientalis)
Вот от кого не ожидал! От гиацинта – который вообще в культуре вроде не размножается, и берут его только из магазина. А прошлой весной (и опять в упомянутой выше куртинке подснежника) появился удививший меня цветонос – странный, но с очень знакомыми цветками. Самому себе не поверил, показал фотографию специалистам – безусловно, гиацинт. Соцветие странно смотрится потому как из совсем юной, не-магазинной луковицы. Полагаю, семечко прижилось в подснежниковой куртинке, поскольку ее никто годами не трогает и сорняками она не зарастает. Такое с ней мини сообщество луковичных первоцветов сформировалось.
Замечу, кстати, что ни одного розового гиацинта у меня в саду давно нет.