В День защитника Отечества более чем уместно написать о Николае Николаевиче Жукове — советском и российском художнике-графике, иллюстраторе, народном художнике СССР, фронтовике.
Родился Николай в 1908 году в Москве, в семье юриста. Детство художника прошло в Вятке, а затем в Ельце, куда его семья переехала в 1916 году. Жизнь в Ельце совпала с революционными событиями. Десятилетний Коля рисовал на плотной бумаге игральные карты, а его мать относила их на рынок, чтобы обменять на хлеб и молоко. Уже в это время мальчик хорошо рисовал, мечтал стать художником. Отец покупал ему репродукции картин известных художников. Копируя их, Жуков учился у великих мастеров.
Начальное художественное образование Николай Жуков получил в Нижегородском художественно-промышленном техникуме, затем поступил в Саратовское художественное училище, после окончания которого в 1930 году был призван в армию. Служил сначала в кавалерии на Кавказе, потом сверхсрочную — в Челябинске.
После демобилизации и переезда в Москву началась творческая деятельность Николая Жукова. Первое время он выполнял различные заказы типографий и книжных издательств: от изготовления эскизов фантиков для конфет до обложек журналов и рекламных плакатов. Одной из первых работ Жукова было оформление пачки папирос "Казбек".
В 1935 году в Лондоне состоялся конкурс на лучший рекламный плакат Интуриста. Жуков представил на этом конкурсе пять своих работ. Конкурс был анонимный, и никто до награждения не знал авторов плакатов, не знал, из какой страны привезены работы. А когда стали вскрывать конверты с именами победителей, оказалось, что четыре из пяти работ советского художника Жукова заняли первое место. Вот такой удивительный факт.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Николай Жуков ушёл на фронт, служил солдатом в артиллерии, его рисунки публиковались в армейской газете Калининского фронта "На разгром врага". Только за первые четыре месяца пребывания на фронте Жуков сделал более ста рисунков. Солдаты часто стояли у него за спиной в то время, когда художник делал наброски, и наблюдали за его работой. Сам Николай Николаевич рассказывал об этом: «Я был весь мокрый от волнения, я так хотел, чтобы меня не подвёл карандаш, потому что от меня ждали правды — похож или не похож. В эти минуты я не мог сказать им: «Отойдите, не смотрите!»
С 1943 года стал военным корреспондентом "Правды". Создал ряд фронтовых плакатов и множество рисунков.
Вот, казалось бы, обычный натюрморт. Васильки.
Но это не просто васильки. Они фронтовые. В них надежда и вера в то, что война закончится, и мир станет простым и прекрасным как эти цветы.
Из дневников Н.Жукова:
1944 г.
…Вспоминаю, как после трудового дня вместе с нашими солдатами-саперами, восстанавливающими переправу через мост, ужинали мы, с аппетитом поглощая гречневую кашу с тушенкой и юмором, а потом побежали к реке мыть котелки. Один из солдат, видимо, хозяйственный парень и охочий до красоты, нарвал васильков, зачерпнул в реке воды в котелок, сунул туда цветы, ласково растрепав их ладными пальцами рук, полюбовался и поставил рядом с шинельной скаткой, откуда торчал треугольник счастливого письма. И радость на душе у всех была приметная, а он, наподобие В. Теркина, уселся и рассказывал окружившим его товарищам веселые байки.
Дочь Жукова Арина Николаевна рассказывала:
Он не любил вспоминать о войне, но однажды, когда разговор зашел о боях под Вязьмой, бросил так горько: «Людей там сыпали, как картошку». Работая в «Правде», объезжал все фронты, участвовал в битве за Будапешт, а победу встретил в Вене.Дневник вел всю жизнь. Войну описывал сурово и честно, особенно страшно читать записи 1941-1942 годов. О том, как людей не щадят, о том, какой жгучий стыд испытывает он перед этими женщинами, стариками и детьми в деревнях, через которые мы спешно отступали, которых оставляли один на один с надвигавшимся немцем: «А мы все пятимся и пятимся, а обещали защищать…»
В 1946 году газета "Правда" командировала Николая Жукова на Нюрнбергский процесс, где проходил суд над фашистскими преступниками. В течение сорока дней художник находился в зале заседания трибунала, стремясь наиболее полно зафиксировать все этапы исторического суда народов над фашистскими главарями. При этом Жуков столкнулся с некоторыми сложностями. Находясь в первом ряду, он был заметен подсудимым и их защитникам, которые стали закрывать лица, едва уловив его взгляд. Пришлось переместиться в 15-ый ряд, вооружившись тяжёлым биноклем с 8-кратным увеличением.
«Мне интересно было посмотреть, как внешние проявления подсудимых выражают их психологическое состояние и насколько они органичны с их внутренней сущностью. И я был рад, что весь облик подсудимых, всё их поведение давали, как мне кажется, полную возможность обличения, в форме свойственного мне реалистического рисунка, не переходя в карикатуру. Рисовать пришлось, держа в левой руке бинокль, а ребром ладони правой руки придерживать альбом, лежащий на коленке. Я рисовал натуру, которая не позировала, а двигалась, была на большом от меня расстоянии. Случалось, что объект, приняв удачную позу и выражение, давал возможность схватить характер, но вдруг в самый интересный момент натура меняла своё положение.»
За сорок дней, которые Н. Н. Жуков провёл в Нюрнберге, он сделал 400 рисунков, куда вошли все подсудимые, защитники, судьи, журналисты. В год 25-летия Нюрнбергского процесса Жуков сделал для музея Вооруженных Сил СССР дополнительно 24 листа, на которых изобразил всех военных преступников. Выполнены они были на черной бумаге белой пастелью.
Сейчас, до 27 февраля, в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации в Москве проходит выставка, где можно увидеть эти 24 рисунка — серию, которая получила название "Тени минувшего".
Творчество Николая Николаевича Жукова не исчерпывается военной тематикой. Много рисунков он посвятил детям. Пожалуй, детская тема была его самой любимой. За свою жизнь художник создал тысячи рисунков о детях. Все они — результат наблюдений за поведением детей. Жукова называли мастером молниеносного рисунка, который за минуту мог запечатлеть на бумаге эмоции маленького человека. Эти рисунки украшали конверты и открытки, печатались в журнале "Мурзилка". Издавались книги с иллюстрациями Жукова.
Работал Николай Николаевич и над созданием исторических портретных образов, в частности, образа В.И. Ленина.
Н.Н. Жуков был единственным из художников допущен к гробу И.В. Сталина, чтобы сделать зарисовки.
В 1948 году Николай Николаевич был избран членом-корреспондентом академиии художеств СССР, в 1963 году стал Народным художником СССР. Умер Н.Н. Жуков в 1973 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.
За свою жизнь Жуков создал более десяти тысяч рисунков. Правда, три с половиной тысячи из них сам же и сжёг: "маршал от искусства" был к себе чрезвычайно требователен. Но сейчас его оригинальные рисунки и печатные плакаты можно найти практически во всех музеях на территории бывшего Советского Союза. Многие рисунки хранятся в частных коллекциях.
В Ельце в 1992 году был открыт дом-музей Николая Николаевича Жукова, а в 2008-ом, в год столетия со дня рождения художника — памятник, выполненный скульптором А.Таратыновым и архитектором М.Корси.
Скульптурная композиция неизменно привлекает внимание гостей города. В ней представлены три человека: художник, пишущий портрет девочки, и рядом стоящий мальчик, который оценивает сходство с рисунком. Мальчик, с мячом и школьным дневником в руках — это маленький Никита Михалков, член семьи, с которой дружила семья художника. Девочка — дочь художника. Композиция сопровождается надписью на табличке с его словами: «Елец зажег во мне неугасимый огонь, сделал неисправимым оптимистом, что стало главным в фундаменте моей профессии художника».
Времена изменились, но творчество Николая Николаевича Жукова по-прежнему вызывает интерес. Любовь к Отечеству, радость бытия, нежность детства, мужество и стойкость солдат — темы, которые не могут устареть. Николай Николаевич в своём творчестве был честен, и поэтому его работы не потеряли актуальности.