Привет, с вами Игорь Рабинер!
Мне очень смешно слышать мнения, что, дескать, без игроков НХЛ Россия ОБЯЗАНА выигрывать Олимпиаду. Людей, которые так считают, почему-то очень много. Но что за миф, что за дикое заблуждение заставляет их так думать?
И дело тут не в количестве крытых катков в Финляндии, на которое традиционно ссылается Владислав Третьяк. То же самое мы не раз слышали и про Торонто, «где катков больше, чем во всей России», и т.д.
Катки катками, но президенту ФХР (реальным руководителем называть великого вратаря не стану, поскольку он там, как всем известно, давно уже другой – Роман Ротенберг) стоило бы порассуждать о более «земных» материях.
Почему мы были обязаны выиграть Олимпиаду? У финнов топ-тренер работает 4 года, у нас тренеры меняются каждый сезон
О том, например, что Финляндию тренирует Юкка Ялонен, лучший, пожалуй, на сегодня европейский специалист, и делает он это с 2018 года.
То есть уже четвертый сезон. Классному тренеру этого времени более чем достаточно, чтобы внедрить свою систему и чтобы игроки выучили ее назубок.
В 2019-м с ужасным на бумаге составом Ялонен выиграл чемпионат мира. Обыграл и нашу Dream Team, причем всухую, и шведов, и канадцев с кучей энхаэловцев. Сейчас он оказался в совсем другой ситуации, из темной лошадки превратившись в фаворита, - но совладал и с ней. Всё по той же причине – он в сборной Суоми давно, и все четко знают, чего от него ждать.
У нас как раз с момента прихода Ялонена в сборную Финляндии тренеры меняются каждый год. Знарка после выигрыша Пхенчхана и конфликта с Ротенбергом сменил Воробьев, того – Кудашов, того – Брагин, того – Жамнов. О какой системности работы при таких шатаниях со стороны как раз-таки руководства ФХР можно говорить? И какое отношение к стабильности у одних и этой чудовищной круговерти тренеров у других имеет количество катков в Финляндии? Может, надо просто работать по уму и не менять тренеров после первого поражения на турнире, а иной раз даже и без него?
И это уже не говоря о гораздо большем опыте Ялонена в сравнении с Жамновым, да и всем его штабом, кроме Кудашова. Опыт – дело наживное, любой тренер с чего-то начинал. И начать с финала Олимпийских игр – более чем достойно. Но мы же знаем, что причины кадровых решений в нашем хоккее очень часто лежат не в спортивной плоскости. Поэтому и сейчас хотелось бы рассчитывать, что штаб пришел надолго и будет расти вместе с командой, но реалии нашего хоккея заставляют в этом сомневаться.
- Не люблю серебро, но это начало чего-то большого, - сказал после финала генеральный менеджер Илья Ковальчук.
Мне тоже очень хочется в это верить, но вопрос в том, сколько времени новому интересному штабу дадут? Хорошо и правильно, что сейчас этот штаб оставили, и к ЧМ-2022 в Финляндии сборную будут готовить Жамнов и Ко. Но ведь даже сейчас Третьяк жестко заявляет:
- К работе тренерского штаба есть вопросы. Были безусловные ошибки и недочеты. Поэтому и результат только серебряный, хотя потенциал российского хоккея всегда чемпионский, золотой.
С чего вдруг он «чемпионский, золотой», президент ФХР не объяснил. Наверное, потому что в России мантра такая – в хоккей мы должны всегда выигрывать. Но мы уже не в Советском Союзе живем, пора очнуться от этих снов тридцатилетней давности о «красной машине».
О Денисе Казанском и «крысиных лапках»
У профессионалов всегда есть домашние заготовки. И это абсолютно правильно. Только идиот из соображений ложно понимаемого патриотизма не будет продумывать, что скажет или напишет при победе в финале Олимпиады соперника сборной России, когда у него не будет ни секунды на размышления.
Дэну, образцу порядочности и адекватности в профессии, пришёл в голову образ из романа Юрия Полякова «Козлёнок в молоке».
Точная цитата:
«На лице его живо отобразилась схватка скрытого сладострастия с явным честолюбием, но довольно скоро честолюбие пискнуло и подняло вверх свои крысиные лапки».
Перевранные Славой Маламудом и рядом других, мягко говоря, не разобравшихся и набросивших говна на вентилятор людей слова Казанского о «крысиных лапках» - отсыл к Полякову. Знаю это совершено точно. Там нет даже намёка на неуважение к финнам и уж тем более на желание их унизить.
Вот что на самом деле сказал Казанский:
«Финны - олимпийские! А неудача забирает этот результат для нас в свои маленькие крысиные лапки. Мы проиграли, финны победили»
Бедолага Дэн, международно мыслящий человек, отлично умеющий отличать победителей от побеждённых и отдавать должное первым, стал жертвой своей начитанности и привычки готовиться к репортажу.
Мой старый товарищ Маламуд, когда-то великолепный журналист, в последние годы стал рабом ненависти к российской власти и перенёс это вообще на всё без разбора - даже на абсолютно не запятнанных какой-либо политической конъюнктурой людей. Надеюсь, Слава сочтёт нужным извиниться перед англоязычной аудиторией, которую своим твитом ввёл в заблуждение.
Казанскому, всё четко объяснившему в Инстаграме и, знаю, расстроенному всей этой ситуацией (поскольку он дорожит своей репутацией) - моя полная поддержка.
«Весь хоккей в Пекине — это «Нью-Джерси» середины 90-х»
«Нам не хватило злости в атаке», - формулирует Алексей Жамнов. Я бы добавил, что крайне не хватило и выдумки тоже. Впрочем, весь этот турнир был не про выдумку, не про творчество. Шло суровое мужское рубилово сугубо за результат. Слово «зрелище» оказалось в запретном списке хоккейного турнира китайской Олимпиады.
Игорь Ларионов сказал после финала в эфире Первого канала абсолютно точную вещь: «Ребята не отыграли турнир, а отработали». И это не упрек, а констатация.
Еще до матча мы общались с Профессором, и он рассказывал, что парой часов ранее созванивался с великим Скотти Боумэном, собиравшимся во Флориде смотреть финал, несмотря на позднее время начала (23.10) и собственный 88-летний возраст. Речь в их разговоре как раз и зашла о том, что собственно игры в международном – не энхаэловском, где ее как раз хватает – хоккее стало совсем мало. Таков тренд.
В нашем разговоре Ларионов выразился колоритно: мол, весь олимпийский турнир – это был сплошной «Нью-Джерси» 90-х годов. Знаменитый, как известно, своими капканами и прочими оборонительными построениями. А на мои восторги по поводу эмоций от серии буллитов со шведами отреагировал сдержанно: плохо, мол, что мы обсуждаем только буллиты, как будто самой игры-то и нет.
Жамнов, говоря на тему работы, а не игры, акцентирует (как и Кудашов в интервью «СЭ») внимание на канадских площадках, принимавших турнир в Пекине – в том числе и в объяснении огромной разницы стиля игры сборной России здесь и на Кубке Первого канала. Мол, они не позволяют творить, идет очень контактная игра, где нужно действовать плотно и в первую очередь отрабатывать в обоих конца льда. И никуда от этого не деться. Заметьте: это говорит ледовый творец, каким был экс-капитан «Чикаго» и участник Матча звезд от «Виннипега». А уж каким творцом был его помощник Федоров, да и Гончар, пусть и защитник, тоже...
И тут возникает большой парадокс.
Прекрасно помню, как после унылого хоккея на Олимпиаде в Сочи – с участием сильнейших! - все обсуждали, что как раз большие площадки убивают зрелищность хоккея. На том турнире средняя результативность составляла 3,87 шайбы за игру. То есть даже чуть меньше счета 2:2 или 3:1.
Сейчас – еще меньше. 3,37 за игру. Это уже ближе к 2:1 или 3:0. А коробки меж тем – канадские. Что же происходит?
На мой взгляд, то, что на узких площадках игра может быть зрелищной только у больших мастеров, принимающих моментальные решения, быстрых и ногами, и головой, а также шикарно оснащенных технически. Где все или почти все такие играют? Правильно, в НХЛ.
Эти 3,37 за игру намекают, что международный хоккей идет каким-то не тем путем. Или он просто оступился?
Например, в последнем Кубке Стэнли, где рубка еще более лютая, в 39 играх забили 204 шайбы. То есть в среднем – 5.23. Почти на два гола больше! На Олимпиаде-2010 в Ванкувере, последнем, где все сильнейшие играли на льду привычного размера, в плей-офф было вообще 5,75.
И на Олимпиаде в Пхенчхане, где, как и в Пекине, не было энхаэловцев, зато площадки были другими, с голами было намного веселее. В плей-офф – 5,87! Даже на полгола больше, чем в последнем Кубке Стэнли, почти на 2,5 больше, чем в Пекине.
То есть ответственность задавливает бомбардиров далеко не хронически. Просто в Сочи на непривычно большом катке забуксовали люди из НХЛ, а в Пекине на канадской площадке – люди с недостаточным для нее уровнем мастерства из Европы. Вот такую я вывел формулу.
Жамнов говорит, что это был первый турнир на узкой коробке для хоккеистов, играющих в Европе, и эта непривычность наряду с отсутствием контрольных матчей и игровой практики до начала Игр ударила по творчеству всех команд. В том числе и финнов, которые тоже заботились в первую очередь о тылах.
По мнению главного тренера сборной России, по мере привыкания к узким площадкам творчество и у игроков из Европы на них обязательно появится. Но пока это бои гладиаторов.
К сожалению, всё по делу. И по матчу, и по турниру в целом. Финны в Пекине - более сбалансированная команда, и она доказала справедливость своего статуса фаворита во всех матчах. Ещё и с волей - выиграли и после 0:3 со шведами, и после 0:1 с нами. И серьёзных шансов отыграться при 1:2 не было.
Перед финалом разница шайб у них была 20:7, у нас - 13:8.
В 1/4 они разорвали Швейцарию, мы на тоненького прошли Данию. В 1/2 они с трудом, но забили два сухих словакам, а нам потребовалась серия буллитов.
Парням спасибо за мужество, характер и выход в финал. Они сделали все, что могли.
Финнов - с долгожданным золотом Игр, первым в их истории.
Жаль, но все правильно.
Вам понравилась статья?
Подписывайтесь на мой канал!
Подписывайтесь на канал «РабиНерв» в YouTube
Также можно подписаться и на мой телеграм-канал