Строить кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга задумали еще в 1960-х, однако к полноценным работам по реализации этого масштабного проекта приступили лишь в 1998 году. Трасса полностью замкнулась в 2011-м — общая ее протяженность составила 142 км.
Правда, не обошлось и без скандалов. Вопросы к строителям были и у Счетной палаты РФ, и со стороны Владимира Путина (тогда премьер-министра). Последний раскритиковал качество дорожного полотна на заключительном участке.
Нужна новая дорога
Уже тогда поднимался вопрос о строительстве дублера, так как отдельные участки новой кольцевой (особенно между Красносельским и Мурманским шоссе) не всегда справлялись со все возрастающим потоком машин — их проектировали в 1990-е, не предполагая столь бурного роста трафика.
По одному из вариантов, вторую КАД планировалось протянуть в нескольких десятках километров от города; ее протяженность должна была составить порядка 190 км (6-8 полос движения). Стоимость инициативы оценили в 350 млрд руб.
Минтранс РФ и правительство Северной Столицы тогда достигли определенных договоренностей, и даже озвучивались сроки завершения проекта — 2020 год; приступить к реализации намеревались в 2014-м. Но единения по проекту среди чиновников не было. Тем не менее, занимавшая в то время пост губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко твердо пообещала, что дорога к концу десятилетия будет проложена. Но дело не двинулось.
В 2017-м в Минтрансе сообщили, что строить трассу начнут не раньше 2020-го. К этому моменту устоялся вариант, по которому магистраль должна пройти частично по построенной военными в 1970-х А-120 — южное полукольцо, прозванное в народе бетонкой и переданное в 2018-м в федеральную собственность; предполагалась ее коренная реконструкция. Но никаких серьезных работ в этом направлении проведено вновь не было.
Дело сдвинулось с мертвой точки
Новое дыхание инициатива получила летом прошлого года, когда о необходимости дорожного объекта заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым и главой Ленобласти Александром Дрозденко. Раннее последний заявил, что КАД-2 появится к 2035 году.
Замыкать не нужно
Осуществить проект планируется поэтапно. При этом, трасса не будет кольцевой (переправа через Финский залив не предусмотрена). Замыкать кольцо, по мнению главы «Автодора» Вячеслава Петушенко, не имеет смысла. Пересмотрели и сам маршрут.
По последней версии, озвученной «Автодором» в ноябре 2021-го, восточное полукольцо, считающееся наиболее востребованным участком, пройдет от М-10 «Россия» до шоссе Дорога жизни (эту часть должны построить до 2030-го); далее КАД-2 протянется в северо-западном направлении до А-181 «Скандинавия». От М-10 трассу поведут до А-180 «Нарва» (район п. Кипень) и далее до КАД. Вопрос в отношении прохождения дороги через Ржевский полигон был согласован с Минобороны РФ. Точная трассировка пока не утверждена.
170 млрд руб.
Считается, что появление КАД-2 не только разгрузит действующую кольцевую и выведет транспортные потоки за пределы города, но и даст толчок развитию ряда территорий — Всеволжский, Гатчинский и другие районы. По словам Александра Дрозденко, новая магистраль станет драйвером экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Точных сроков, когда именно начнут строить трассу, пока нет; впереди этап проектирования. Но уже озвучена предварительная сумма — 170 млрд руб. Сколько получится в итоге — более конкретно можно будет сказать после подготовки технико-экономического обоснования.
Так или иначе эта тема длится уже около 15 лет, но до практической реализации планов дело пока не дошло. Можно сказать, что с лета 2021-го началась новая глава. И, как полагает ряд экспертов, учитывая перегруженность КАД, на этот раз проект не отложат в долгий ящик. Хотя и исключать этого тоже нельзя.