Найти тему
Ваш Реставратор

Реставрация самого цитируемого произведения в мире!

Библия, Синодальная типография, 1882 год.

А вы когда-нибудь задумывались, что вот уже  2 тысячи лет одна-единственная книга остается безусловным бестселлером? Ее полностью или частично перевели более чем на 3 тысячи разных языков; Ньютон писал о ней чаще, чем о математике и физике; это наиболее цитируемое и комментируемое произведение в мире. Не говоря уже, что на украшение этой книги никогда не скупились, а выдающиеся художники во все времена создавали великие произведения на сюжеты из этой книги. Сегодня речь пойдет о самой тиражируемой и известной книге–Библии.

Как правило, при реставрации таких изданий можно выбрать два основных решения. Первое - создать оригинальный владельческий переплет, в этом случае  полет фантазии заказчика и мастеров ничем не ограничивается. Или выбрать второй путь, то есть отреставрировать старый переплет или, если имеются значительные утраты, восстановить недостающие элементы похожими материалами. На этот раз был выбран второй путь, чему мы очень рады!

Во время осмотра книги мы обратите внимание, что в книге сохранилась дарственная надпись 1930 года “от уходящего из мира в иной мир отца” с выписанными цитатами из Священного писания. С такими надписями  нужно работать очень осторожно, так как высока вероятность их утраты. Блок был разобран, очищен, отпресован и отреставрирован. Проделана большая работа по восстановлению переплета, мы сохранили каждый элемент. Теперь книга вернется к владельцу и продолжит хранить на своих страницах не только вечную мудрость, но и память о предках.

Интересно, что Библия 1882 года была отпечатана в Петербургской Синодальной типографии. На тот момент и вплоть до революции 1917 года она являлась образцово показательной среди остальных отечественных издательств. В начале 20 столетия она ежегодно печатала около 6 миллионов экземпляров книг, брошюр, церковных газет и журналов!

В типографии был светлый, просторный и хорошо вентилируемый наборный зал. В его центре  был широкий проход, по сторонам которого стояли шрифты-классы. На левой стороне набирали церковно-славянский текст, на правой — гражданский. Набор церковно-славянского текста выполнялся намного труднее гражданского, потому что в нем очень много условных знаков, и поэтому от наборщиков требовались особая подготовка, внимание и опыт.

К сожалению, события 1917 года неизбежно затронули и полностью перекроили внутренний устав и порядок работы типографии. Например, в одном из докладов отмечалось, что ежедневно вместо работы рабочие отвлекаются на “заседания” от 12 человек и более. В попытках контролировать рабочий процесс были привлечены старосты. Только это были обычные рабочие из народа, которые не то что не имели опыта работы с церковнославянскими текстами,  но и о дисциплине не слышали и занимались “пустыми разговорами”. В докладе к священному синоду новый управляющий типографией И. Н. Михайлов отмечал, что наборщики теперь печатают постановления о захвате квартир у чиновников. Вскоре была реквизирована и московская синодальная типография. Пройдет еще немало времени, прежде чем  православная церковь снова получит право издавать книги, но это уже другая история.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram