В комментариях к предыдущей статье многие коллеги согласились с тем, что новое первое задание в ЕГЭ по русскому языку можно назвать нелогичным и спорным, а ещё "скользким" и "завальным".
Постаралась сделать свой вариант максимально однозначным. Насколько у меня это получилось - судить вам.
Прочитайте текст и выполните послетекстовое задание.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности.
Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль. (…), игра - это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека. С.Л. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Текст написан в научном стиле: с одной стороны, он содержит объективную информацию – с другой стороны, эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации, позволяющую воздействовать на читателя или слушателя.
2) В качестве воздействия на читателей в тексте употребляются яркие эпитеты (психическое развитие, ведущая деятельность, определяющая роль, нравственные нормы).
3) Текст относится к научному стилю, потому что характеризуется тщательным подбором слов, которые используются в прямом значении, и обращением к терминам.
4) В тексте используются ссылки на других авторов, занимающихся исследованием той же самой проблемы, что также характерно для научного стиля.
5) Основной тип речи в предложенном тексте повествование, так как в нём показана цепь последовательных событий, реально происходящих действий, поэтому в нём много глаголов в изъявительном наклонении (ввёл, теряется, играют, подрывает и т.д.)
Ответ: _________________________________
Среди вариантов неправильных ответов могут быть как истинные утверждения, но противоречащие тексту, так и истинные утверждения с ложными примерами из текста. Количество верных ответов – 2, 3 или 4.
Ученикам пока свой вариант не предлагала. Подожду ваших комментариев, тогда будет видно, имеет ли составленное мной задание право на существование.
Если всё нормально, буду подгонять свои старые варианты ЕГЭ под требования этого года (в них всё актуально, кроме изменившегося первого задания)
Добавляю для полноты комплекта задания 2 и 3 по этому тексту:
2) Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором абзаце текста. Запишите это вводное слово.
Ответ: _________________________________
3) Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОЦЕСС, выделенного во втором абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРОЦЕСС, а, м.
1. Ход, развитие какого-н. явления, последовательная смена состояний в развитии чего-н. П. роста. Творческий п. Производственный п.
2. Развивающаяся болезнь. П. в лёгких. Воспалительный п.
3. Порядок разбирательства судебных и административных дел, а также само такое дело. Уголовный п. Выступать на процессе.
4. В процессе чего, в знач. предлога с род. п. в ходе чего-н., во время протекания чего-н. В процессе переговоров.
Ответ: _________________________________
Желаю удачи.