Айрат Багаутдинов — историк архитектуры и инженерного искусства, основатель проекта «Москва глазами инженера», экскурсовод и лектор, по образованию инженер. Сферы интересов: советский авангард, конструкции Шухова, ар-деко, модернизм, современная архитектура, постмодернизм, бумажная архитектура, архитектурный вернакуляр, архитектура в кино.
«Архитектурные стили меняются по многим причинам — экономическим, политическим, субъективно-вкусовым и так далее. А еще облик зданий меняется благодаря новым техническим возможностям. В Москве очень много примеров стиля модерн. В чем особенность этих зданий с инженерной точки зрения?
Когда произносишь слово «модерн», люди часто представляют себе, что это здание, которое украшено большим количеством растительных мотивов, женские головки могут быть прилеплены с развивающимися волосами. На самом деле модерн — стиль, который пришел вместе с победой научно-технической революции практически повсеместно. И поэтому очень сильно вдохновлялся новыми формами, новыми конструкциями. Я предлагаю разобрать это на нескольких примерах. Скажем, особняк Рябушинского в Москве, в котором сейчас находится музей Горького. А вот мы видим, что у него даже форма очень необычная. И тут что-то торчит, и там что-то торчит, какое-то оно скульптурное, непонятное. В чем причина такой формы? Раньше архитекторы как мыслили? Вот у нас есть классический особняк, классическая форма, симметрия, центр отмечен куполом или колонным портиком, то с приходом модерна на передний план встает удобство пользователя.
И архитектор, в данном случае это оригинальный план работы Шехтеля, сначала компонует помещения, как удобно. Исходя из просьб заказчика, как ему больше нравится. Исходя из требований инсоляции, то есть освещения, проветривания и так далее и тому подобное. И он помещения закручивает своеобразной спиралью. Спираль стала для этого дома главным мотивом. И уже то, как расположены помещения, дает нам вот еще раз необычную скульптурную форму этого здания.
То есть он начинает изнутри? Он добавляет кубик к кубику, коробочку к коробочке, в которой будет происходить та или иная часть жизни людей, которые там обитают. А раньше это была просто анфилада комнат, центральная лестница и дальше, как хотите, так и живите?
Да-да. Раньше все подчиняли некоему канону, который шел от формы, от древности. А теперь стали подчинять все техническому прогрессу и потребностям самого заказчика.
И плюс, наверное, материалы пришли другие, которых раньше не было.
Да, конечно. Понимание того, что пришли новые материалы, заставило архитекторов думать, как их оформить. Нельзя же все материалы оформлять все время, как греческие колонны. Бетон есть, чугун есть.»
Только что вы прочитали отрывок из книги «Искусство. О чувстве прекрасного — ведущие эксперты страны» Алексея Бегак (12+)
Правила жизни — серия книг, созданная по одноименным телепрограммам ТВ «Культура». Ее постоянный ведущий Алексей Бегак приглашает в собеседники экспертов из разных областей знаний. Искусство авангарда и современная каллиграфия, архитектура Москвы и живописные мировые шедевры стали темой бесед с лучшими искусствоведами, историками, художниками современности — Ильей Доронченковым, Андреем Сарабьяновым, Михаилом Майзульсом, Пакрасом Лампасом и Айратом Багаутдиновым. Насколько спорны высказывания ученых, могут ли они помочь в повседневной жизни, решать, безусловно, будет читатель.
Прочитать отрывок или купить книгу можно по ссылке: https://go.ast.ru/a000sir
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
Каждый найдет в этом что-то свое. Цитаты известного британского политика Уинстона Черчилля
«Без труда — беда»: воспоминания У. Черчилля об учебе и важные выводы
«Тяжко было иногородцу»… Жизнь в общежитии и тоска по хутору: рассказывает Нонна Мордюкова
Кем и как были построены пирамиды: что дошло до наших дней
Николай Пирогов рассказывает о практике в медицинском и о студенчестве