Указ брить бороды и война 1812 года, Первая мировая война и антирелигиозная кампания 1930-х годов остались не только в официальных документах и учебниках, но и на рисунках карикатуристов. Изучаем российскую историю по сатирическим картинкам.
Политические диспуты в российской печати велись еще со времен Екатерины II, но регулярные сатирические издания появились только в XIX веке. Первый из них — еженедельный «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — выпускал Алексей Венецианов. В третьем номере живописец «замахнулся» на оду Державина «Вельможа»: изобразил толстого чиновника, спящего, пока в приемной ждут просители. Журнал тут же закрыли.
Следующее подобное издание — «Ералаш» — вышло лишь в 1846 году. В следующие 20 лет в России появилось около десятка сатирических журналов. Известным художником-карикатуристом того времени был Николай Степанов. Он рисовал шаржи на современников, обращался к теме Крымской войны.
На карикатуре Степанова «Редакторы журналов отстаивают свои статьи» изображены издатели и публицисты того времени: Николай Некрасов, Василий Курочкин, Степан Громека, Михаил Достоевский, терпеливо стоящие в очереди перед цензурным комитетом.
Несмотря на цензуру, журналы второй половины XIX века печатали карикатуры на государственные реформы и даже самого царя. После отмены крепостного права в 1861 году в «Искре» вышел рисунок, где усатый мужчина, напоминающий бакенбардами Александра II, слегка распускает веревку, которой связаны руки у крестьянина. Под картинкой подпись: «По крайней мере, теперь вы чувствуете себя свободнее? — Нет, родимый, не чувствую. — Ну уж это прихоть, привычка всегда быть недовольным».
Расцвет сатирической прессы пришелся на начало XX века. Манифестом 17 октября 1905 года была дарована свобода слова. В сатиру потянулись видные художники эпохи: Александр Бенуа, Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Иван Билибин. Их работы для журнала «Жупел» стали классикой. Самые известные — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Серова, «Октябрьская идиллия» Добужинского и «Вступление» Кустодиева — посвящены кровавым событиям Первой русской революции.
Вплоть до Октябрьского переворота 1917 года в стране выходили десятки журналов с говорящими названиями: «Адская почта», «Леший», «Нагаечка», «Пулемет», «Кнут», «Ванька-встанька», «Горчичник», «Кузькина мать».
Автор: Екатерина Гудкова