Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

История России в сатирических картинках. Сатирические журналы

Указ брить бороды и война 1812 года, Первая мировая война и антирелигиозная кампания 1930-х годов остались не только в официальных документах и учебниках, но и на рисунках карикатуристов. Изучаем российскую историю по сатирическим картинкам.

Алексей Венецианов. Вельможа. 1808
Алексей Венецианов. Вельможа. 1808

Политические диспуты в российской печати велись еще со времен Екатерины II, но регулярные сатирические издания появились только в XIX веке. Первый из них — еженедельный «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — выпускал Алексей Венецианов. В третьем номере живописец «замахнулся» на оду Державина «Вельможа»: изобразил толстого чиновника, спящего, пока в приемной ждут просители. Журнал тут же закрыли.

Следующее подобное издание — «Ералаш» — вышло лишь в 1846 году. В следующие 20 лет в России появилось около десятка сатирических журналов. Известным художником-карикатуристом того времени был Николай Степанов. Он рисовал шаржи на современников, обращался к теме Крымской войны.

Николай Степанов. Редакторы. 1862
Николай Степанов. Редакторы. 1862

На карикатуре Степанова «Редакторы журналов отстаивают свои статьи» изображены издатели и публицисты того времени: Николай Некрасов, Василий Курочкин, Степан Громека, Михаил Достоевский, терпеливо стоящие в очереди перед цензурным комитетом.

Несмотря на цензуру, журналы второй половины XIX века печатали карикатуры на государственные реформы и даже самого царя. После отмены крепостного права в 1861 году в «Искре» вышел рисунок, где усатый мужчина, напоминающий бакенбардами Александра II, слегка распускает веревку, которой связаны руки у крестьянина. Под картинкой подпись: «По крайней мере, теперь вы чувствуете себя свободнее? — Нет, родимый, не чувствую. — Ну уж это прихоть, привычка всегда быть недовольным».

Николай Степанов. Французы. 1855
Николай Степанов. Французы. 1855

Расцвет сатирической прессы пришелся на начало XX века. Манифестом 17 октября 1905 года была дарована свобода слова. В сатиру потянулись видные художники эпохи: Александр Бенуа, Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Иван Билибин. Их работы для журнала «Жупел» стали классикой. Самые известные — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Серова, «Октябрьская идиллия» Добужинского и «Вступление» Кустодиева — посвящены кровавым событиям Первой русской революции.

Вплоть до Октябрьского переворота 1917 года в стране выходили десятки журналов с говорящими названиями: «Адская почта», «Леший», «Нагаечка», «Пулемет», «Кнут», «Ванька-встанька», «Горчичник», «Кузькина мать».

Автор: Екатерина Гудкова