Найти тему

Петербург. Как попасть на бал к Юсуповым

Прогулки по музеям. Февраль.

Продолжаю экскурс по Юсуповскому дворцу, что в Петербурге на набережной реки Мойки. Рассказываю про ту часть усадьбы, где проходили элитные тусовки того времени: зимние балы, светские дневные рауты, театральные постановки.

Парадная лестница
Парадная лестница

1. Когда петербуржцы съезжались на зимовку в свои городские квартиры и дворцы, то начинался бальный сезон. Все приглашения доставлялись заблаговременно: ведь надо пошить новые туалеты, а это событие затратное по времени и ресурсам. Бальный сезон в Петербурге начинался в конце ноября, когда погода уже стояла минусовая, а для того чтобы складки пышных юбок лежали ровно и красиво, их мочили водой. И вот барышня в мокром платье на голое тело садится в сани и едет к Юсуповым. Набережная Мойки- весьма узкое место, поэтому, кареты вытягивались на пару километров в ожидании высадки. После приветственных процедур с хозяевами, гости поднимались по парадной лестнице на второй этаж.

2. Приглашенные на бал проходили в анфиладу парадных помещений. Начиналась она с Ротонды, визуальность окружности которой создает кольцо из восьми колонн искусственного мрамора, вписанное в прямоугольный в плане зал. Ротонда декорирована в стиле античных храмов. Отлично смотрятся в интерьере камин из белого итальянского мрамора, фарфоровые с золочением вазы-канделябры, привезенные из Франции(фото 3-4). Отсюда гости могли фланировать по всей анфиладе, состоящей из гостиных разного цвета, танцевального зала, галереи редкостей и фуршетной. Бальный внешний вид господ строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства. Обязательны были перчатки, как для мужчин, так и для женщин.

3. Гостиные различались по цвету: так было проще обозначить местонахождение любого гостя. Кроме первого танца, полонеза, можно ведь было и не появляться более на танцполе. А засесть в одной из гостиных с бокалом "Вдовы Клико" и предаваться приятной беседе с друзьями. Единственная помеха этому, если в танцевальном зале не хватает танцоров. Здесь уже распорядитель бала мог попросить потанцевать. В синей гостиной сохранились оригинальные шелковые настенные штофы. Мебельный гарнитур, находящийся в синей гостиной, - подлинный. Он выполнен из массива орехового дерева с очень сложной отделкой позолотой по белому в стиле Людовика ХVI. Весьма необычен круглый стол из золоченной бронзы с росписью по фарфору. На такой стол даже страшно ставить тарелку, уж больно нежная роспись.

4. Красная или Золотая гостиная- верх роскоши дворца. Чего стоит мебельный гарнитур из 28 предметов, специально созданный для Юсуповых. Самое примечательное в этой гостиной- это роспись потолка на античные темы (фото 4-5) в стиле "гризайль". Кажется, что это лепнина, а не живописные изображения, настолько мастерски художник изобразил фигуры.

5. Зеленая гостиная была оставлена без изменения со времен Браницкой, т.е. бывшей хозяйки. И комната достаточно скромная, обставлена мебелью из карельской березы. Но оживляет ее малахитовый камин, изготовленный демидовскими мастерами с Урала (фото 2-3). Малахитовые пластинки столь искусно подобраны, что кажется, будто это цельный камень. Но нет, из малахита обычно так и создавали произведения искусств- русская мозаика- называлась эта техника. В истории Зеленой гостиной была страшная трагедия. Во время Великой отечественной войны через крышу сюда залетела бомба и упала в подвале, разорвавшись там. Фашисты знали, что здесь находится госпиталь.

6. Когда собирались все самые почетные гости, то начиналась танцевальная часть мероприятия. В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем. Отправляясь на бал, каждая дама брала с собой книжечку, называемую карне, куда записывались имена партнеров для танцев. Для этого они или заранее изъявляли желание, или в процессе бала подходили лично для записи. Считалось неприличным танцевать с одним и тем же партнером подряд даже два танца. Да и в течении всего бала уж пройти в танце 3 раза можно было только с женихом и то, не подряд. Танцевальный зал освещался неимоверным количеством свечей, как люстрой на 150 рожков, так и размещенными по периметру всего помещения бра. Света и объема добавляли огромные венецианские зеркала, огороженные хрустальными балясинами. Музыканты находились на балконе соседнего зала, звуки музыки лились через арочный выход над дверями (фото 3), он был с отверстиями. Во время бала лакеи обносили гостей прохладительными напитками и мороженым, но после танцев можно было пройти в Банкетный зал для ужина.

7. Примыкает к Танцевальному залу- Банкетный или Белоколонный, самый большой и высокий во дворце. Здесь замечательная акустика, поэтому, сейчас проводят концерты. Примечательны люстры. Визуально они смотрятся тяжелыми бронзовыми светильниками. На самом же деле, коль скоро, потолок деревянный и тяжесть люстры может не выдержать, еще в эпоху Юсуповых, были придуманы люстры из папье-маше. Легкие, но по виду их не отличишь от натуральных бронзовых (фото 3). До сих пор работают механизмы, при помощи которых люстры опускаются и поднимаются.

В Банкетном зале были накрыты столы на 12 персон для ужина, подававшегося на севрском фарфоре или серебряной посуде . Обычно, места уже были заранее обозначены, кому, где сидеть. Могло быть и так, что не для всех накрывался ужин, а только для особо почетных гостей. Остальные довольствовались буфетами-фуршетами.

8. Те, кому танцы наскучили, или из простого любопытства, могли пройти по картинной галерее дворца, состоящей из нескольких залов. Сейчас основные ценности Юсуповых хранятся в Эрмитаже и других музеях страны, но что-то осталось. Первый бал в Юсуповском дворце прошел в 1837 году, а последний где-то в 1904 году, когда хозяйкой дома была Зинаида Николаевна Юсупова.

9. У Зинаиды Николаевны было два сына, старший Николай в 26 лет погиб на дуэли. Младший стал бы наследником дворца, если бы не случилась революция. Так что Феликса Феликсовича Юсупова можно считать четвертым поколением, живших на набережной Мойки (фото 1). Женился он в 1914 году на племяннице Николая II- Ирине Александровне. Парой они оказались весьма крепкой, хоть были полными противоположностями по характеру. Она- тиха и задумчива, он- шумлив и импульсивен. На фото 3 - копия свадебной диадемы Ирины. В ней выходили замуж все барышни Романовы. Феликс вошел в историю, как убийца Распутина. Но этот факт ему и помог в дальнейшей жизни. Так они с супругой покидают Россию в 1916 году из-за гнева государыни Александры Федоровны, забрав многие ценности. В том числе редчайшую в мире жемчужину «Пелегрина», которой до Юсуповых владел испанский король Филипп II. Существует легенда, что эта жемчужина в древности принадлежала египетской царице Клеопатре и была парной той, которую она растворила в уксусе, желая доказать Антонию, что она более расточительна, чем он…За границей Феликс позволил семье жить вполне сносно, публикуя мемуары. Также ему удалось отсудить у американской кинокомпании очень приличную сумму. В 1932 году на мировые экраны вышел фильм про Распутина, где Ирина Юсупова была показана, как любовница Григория. Феликсу удалось это опровергнуть. Жили они с супругой душа в душу более 50 лет.

Лестница в театр.
Лестница в театр.

10. Кроме балов во дворце Юсуповых проходили театральные представления. Иметь свой театр в 19 веке было вполне привычно в среде самых богатых персон Петербурга. По одной из легенд лестница в театр была вывезена из Италии. Князь Николай Борисович Юсупов был приглашен на старинную виллу и, увидев великолепную мраморную лестницу, захотел ее купить. Итальянец, хозяин виллы, заявил, что она продается только вместе с виллой. Юсупов "достал кошелек" и купил всю виллу.

11. Домашний театр Юсуповского дворца, с залом на 180 человек, построен в 1859 г. архитектором И.А. Монигетти, но позже перестраивался. Стулья оригинальные, правда, закрыты чехлами (фото 1-2). Занавес имитирует бархатную ткань. На самом деле- он нарисован. Пока не потрогаешь, не поймешь, что это не ткань (фото 3).

12. В ложе театра в разное время бывали российские императоры, начиная с Николая I и заканчивая последним императором – Николаем II, их место, обычно бывало рядом со сценой, сбоку (фото 3). Княжеская ложа была посередине(фото 2)- на мой взгляд, гораздо удобней императорской. Но зато, весь партер видел сидящих в нем, а Романовы старались шифроваться. На сцене театра выступали все самые известные певцы и актеры того времени, кроме этого, у Юсуповых была своя труппа, Феликс любил лицедействовать- частенько сам бывал на сцене. Он ведь был очень красивым внешне и талантливым во многом.

Ксения Николаевна Юсупова-Сфири.
Ксения Николаевна Юсупова-Сфири.

13. В заключении хочется написать про род Юсуповых в настоящее время. У Ирины и Феликса родился единственный ребенок: дочь Ирина, у нее тоже родилась одна дочь- Ксения. (Рок над семьей висит до сих пор). Ксения проживает в Греции, замужем за греком, но получила российское гражданство, часто бывает на родине предков. Говорят, что надеется на реституцию. Возможно ли это в нашей стране??

Пишите в комментариях ваше мнение. Подписывайтесь на канал, будет много интересных статей о путешествиях.

Читайте также:

Петербург. Счастье и слезы пяти поколений Шереметевых. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/61fd4deda80ff0067d58bdf2

Петербург. Какие тайны и легенды хранит Юсуповский Дворец. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6210e09255365a370ac8c1c5

Покровское-Петербург. Григорий Распутин: жизнь и смерть одиозного друга царской семьи. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/620575ec7f3eb35498b2b731

Петербург. Ювелирный гений России - Карл Фаберже. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/625860cee33c77245b8c2e51

Петербург. Как найти ночлег в музее. https://dzen.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/631639c4a429453fc1a1e8c5

Пермь. Магия камней. https://zen.yandex.ru/media/id/6002ed6f7dc5fd0f6d09aed8/6172e10faec96e15b9efac3f

Усть-Боровск. Соль земли Пермской. https://zen.yandex.ru/media/633713/ustborovsk-sol-zemli-permskoi-61aa4fdd15a23a0f482bfefe