Медиапроект отдела литературы по искусству ЧОУНБ познакомит читателей с историей и современной жизнью отечественного джаза в течение юбилейного 2022 года.
«Как это всё начиналось»: 100 лет джазу в России
Так уж случилось, что российский джаз начинался как советский. Авторитетные источники утверждают, первый концерт «заморского новшества» устроил на своей родине, вернувшийся после восьми лет странствий по миру, поэт, переводчик и танцор Валентин Парнах. Как личность в высокой степени художественная, он понял всю красоту и перспективу этого вида музыкального искусства и решил дать шанс соотечественникам приобщиться к джазу. Полный набор необходимых инструментов он привёз с собой из Америки, а вот музыканты нашлись на месте. Концерт состоялся 1 октября 1922 г. и произвёл настоящий фурор среди московской публики. Знаменитый в то время советский режиссёр Всеволод Мейерхольд вскоре пригласил Валентина Парнаха вместе с «джаз-бандом» участвовать в своих спектаклях – изображать «механистическую цивилизацию Запада». Писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров зло высмеяли участие «банды» в мейерхольдовских спектаклях в романе «Двенадцать стульев» в виде вооружённых «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда. Подробнее об этих фактах, и не только о них, можно узнать из книги известного исследователя джаза А. Баташова «Советский джаз» (Москва, 1972).
Фильм «Мы из джаза» Карена Шахназарова хотя и комедийный, но довольно точно воспроизводит эту эпоху. Атмосфера непонимания того, что за музыка должна быть джазом, непонимание публики, и, конечно, непонимание руководящих органов. Всё это не помешало «новым» джазменам инстинктивно чувствовать свою правоту и продолжать идти намеченным курсом.
Именно Валентину Парнаху, проявившему определённый патриотизм и смелость, мы обязаны тем, что считаем сейчас джаз своим, «домашним». Современному обывателю и в голову не придёт, что такое обычное дело, как исполнение джаза, нужно было пропагандировать или рекламировать, а может быть и отстаивать его право на существование в СССР.
Тем не менее в 1926 г. по стране впервые гастролируют два «настоящих» джазовых ансамбля. Негритянская группа Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона несколько месяцев дает концерты в Москве, Харькове, Одессе и Киеве. Афроамериканский пианист Сэм Вудинг привёз из Лондона эстрадное ревю из перебравшихся в Англию темнокожих американцев «Шоколадные ребята». Книга «История джаза» (Москва, 2003), содержит музыкальные джазовые термины, а главное, подробно и интересно рассказывает о зарождении и развитии джаза в Америке, а потом и во всём мире.
В 1927 г., в марте, в московском артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный джазовый коллектив – «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В 1928 г. «АМА-джаз» становится первым джазовым коллективом, живьём выступившим в эфире Московского радио, и первым советским джазовым ансамблем, записавшимся на грампластинку. Джазовая энциклопедия Ю. Верменича «Джаз: история, стили, мастера» (Санкт-Петербург, 2007) раскрывает информацию о множестве джазовых исполнителей, в том числе и об Александре Цфасмане.
В 1928 г. Алексей Максимович Пешков, известный под псевдонимом Максим Горький, пишет: «…радио в соседнем отеле утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра». Пролетарский писатель из своей уютной виллы на средиземноморском острове Капри обрушивается на эстрадно-танцевальную музыку неспроста – его сын крутил на патефоне танцевальные фокстроты. Так джаз и попал под «горячее перо» знаменитого писателя.
Наконец, в 1934 г. на экраны выходит фильм Григория Александрова «Весёлые ребята», первая советская музыкальная комедия, имевшая огромный успех. В главной роли – эстрадный певец Леонид Утёсов, который именовал свой оркестр «Теа-джаз» (сокращение от «театрализованный джаз»). Музыку для фильма написал Исаак Дунаевский, это стало началом его многолетнего сотрудничества с Утёсовым. Их лёгкая музыка на долгие десятилетия становится синонимом слов «советский джаз» для большинства отечественных слушателей.
После продолжительного перерыва советский джаз вновь записывается на грампластинки – ансамбли Александра Цфасмана, Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Георгия Ландсберга, Леонида Утёсова и др. Книга «Советскиий джаз: проблемы, события, мастера» (Москва, 1987) представляет собой очень полный сборник материалов по теме советского джаза, написанный несколькими авторами. В ней сделана попытка обобщения фактов и событий мира эстрадной музыки советского периода.
После гитлеровского вторжения в Польшу на советскую территорию бежит множество джазовых музыкантов, в том числе трубач Эдди Рознер, берлинский джазмен, спасавшийся от нацистов в Польше. В Беларуси собирается множество лучших польских артистов, в Минске создан Государственный джаз-оркестр БССР, в который входят музыканты из Польши. Во главе оркестра становится Рознер. Начинается сумасшедшая популярность этого коллектива в СССР, продолжавшаяся шесть лет.
После окончания войны премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в Фултоне произносит свою печально знаменитую речь и даёт старт холодной войне. Идеологическая машина СССР начинает «закручивать гайки» в отношении композиторов, писателей, критиков, музыкантов, которые ориентируются на западную культуру. Это направление считалось в корне неправильным и чуждым любому прогрессу. С этой мыслью трудно согласиться. В небольшой по объёму книге «Джазовая мозаика» (Москва, 1997), составитель Ю. Чугунов, представлены некоторые американские композиторы и исполнители, их музыкальные характеристики. Описана методика подготовки певца, упражнения дыхания, репертуар и даже затронута морально-этическая проблема воспитания джазового исполнителя. Зародившийся в США джаз оказался удобной мишенью. Одной из первых жертв антиджазовой кампании становится Эдди Рознер: в ноябре 1946 г. он был арестован и осуждён по 58 статье («измена Родине»), номинально – за попытку вернуться в Польшу без разрешения советских властей, квалифицированную как «попытка незаконного перехода границы».
В 1930–1940-е гг. репрессиям подверглось множество джазовых музыкантов, в том числе руководители популярных оркестров: Александр Варламов, Леопольд Теплицкий, Генрих Терпиловский и другие.
Соколова Лариса, главный библиотекарь отдела литературы по искусству