С утра мне очень хотелось опубликовать пост-болталку только для подписчиков, где дать всем возможность вылить любые эмоции. Потому что возможность разделить с кем-то реально работает. Но я не решилась. Не уверена, что осилю модерацию комментариев, что смогу вовремя отследить все переходы на личности и высказывания, за которые можно столкнуться с ответственностью вполне себе в юридическом контексте (СМИ по этой причине всё чаще отказываются от предоставления возможности комментировать, а я всего-лишь крошечный блогер).
В общем, буду делать то, что могу.
Могу написать про тревогу. Это неуникальная информация, про это много можно найти, но не всегда доступным языком.
Тревога, если говорить максимально, представляет собой страх перед наступлением какого-то события. Даже не перед наступлением, а перед вероятностью наступления. Потому что если известно, что событие точно случится, тревога будет меньше, чем в состоянии подвешенности. И в данном случае не имеет значения, о каком событии идёт речь.
Тревога может опираться на объективные факты, а может усиливаться за счёт, например, прошлого опыта, нагнетающего окружения и не только. Важно иногда возвращать себя в реальность и сверяться, точно ли сейчас тревожишься по поводу происходящего в реальности или, например, на тебя влияет опыт. Естественно тревожиться, когда разворачивается апокалипсис того или иного масштаба, но стоит отделять этот апокалипсис от уже пройденных, а также от фантазий.
В попытках уйти из подвешенного состояния относительно вероятного события в будущем, некоторые уходят в отрицание, а некоторые в попытки взять ситуацию в свои руки – под контроль. И в этом варианте сокрыта очень хитрая ловушка. Потому что если бы мы могли контролировать вероятность наступления события, не было бы неопределённости. Именно потому, что мы не можем никак повлиять, и возникает тревога.
Попытки контролировать лишь усиливают в конечном итоге тревогу.
Но есть ещё кое что. Я это сегодня услышала от нескольких людей.
Тревога о том, что чересчур тревожишься.
Иногда мы осознаём, что здесь и сейчас не происходит ничего такого, чтобы уровень тревоги был настолько высоким, каким он ощущается. Например, мы осознаём, что тревога усилена флешбеками из прошлого или зависанием в социальных сетях, где только и обсуждают, что тревожное событие, или попытками взять под контроль неподконтрольное...
Видится очевидным, что тревога не должна быть такой сильной. Кажется, что нужно непременно эту тревогу снизить. Взять под контроль. (Это при том, что мы не отвечаем за свои чувства, потому как они нам не подконтрольны, и можем отвечать лишь за то, что мы с этими чувствами делаем). Любые попытки контролировать неподконтрольное усиливают тревогу. Теперь мы тревожимся уже не только о том, что может наступить или не наступить то или иное событие, но и о том, что мы тревожимся по поводу этого события. Эдакая тревога за тревогу, которая растёт тем сильнее, чем больше попыток контролировать свою тревогу вы предпринимаете.
Дальше могут быть различные варианты. Человек, более склонный к тому, чтобы тревожиться, может придумывать себе, например, ритуалы и начинать ещё сильнее тревожиться, если ритуалы невыполнимы или перестали работать. Можно тревожиться о том, что мыслишь недостаточно позитивно и притягиваешь плохое, пытаться взять это под контроль, не мочь и встречаться с ещё большей тревогой. Можно тревожиться о том, что тревога плохо влияет на твоё самочувствие, снова пытаться взять под контроль либо самочувствие, либо с тревогу, и тревожиться ещё больше от невозможности контролировать своё тело. Можно начать тревожиться о том, что только слабые демонстрируют свою тревогу. Можно тревожиться о том, что своей тревожностью навредишь близким... В итоге уровень тревоги растёт подобно снежному кому.
Что делать-то?
Как бы это парадоксально ни звучало, но стоит попробовать разрешить себе тревожиться. Даже если кажется, что оно чересчур, что спровоцирует гипертонический криз и прочие беды.
Разрешив себе тревожиться, мы не даём шанса тревоге разрастаться. Мы уже не тревожимся о том, что мы чересчур сильно тревожимся, а встречаемся только с тревогой, завязанной на конкретное событие.
Если не пытаться взять под контроль ещё и свою тревогу и неспособность всё контролировать, общей уровень тревоги снижается. Кажется парадоксальным, но оно работает.
С тревогой же вокруг одного конкретного ожидания, вполне можно работать. Это нормально, если она есть. И нормально, что она не исчезает, пока не исчезает то, на что она опирается. Но можно сделать эту тревогу выносимее.
Что помогает мне: сублимации через творчество и физическую активность, брать под контроль то, что я точно могу сейчас контролировать (время пробуждения, выбор блюда на завтрак, маршрут до ближайшего магазина...), разделять чувства с кем-то, возвращать себя в момент здесь и сейчас, если в нём безопасно.
#тёмная сторона материнства психология #психология
#тревога #как справиться с тревогой
Здесь немного ещё про тревогу: