В конце 2021 года самый мощный неатомный ледокол в российском флоте «Виктор Черномырдин» проекта 22600 (ЛК-25) вышел в свою первую навигацию. У Росморпорта на судно большие планы. Помимо своей основной работы по проводке караванов судов, ледокол способен оказывать услуги по арктическим круизам, а также может быть задействован в проведении научно-исследовательских экспедиций.
Судьба у «Виктора Черномырдина» непростая. Реализация проекта заняла более 7 лет, в ходе которой была смена проектанта, перевод на другой завод-строитель, замена оборудования и переносы сроков сдачи. Однако это никоим образом не уменьшает уникальности судна и его функциональных возможностей.
«Виктор Черномырдин» гораздо современнее, маневреннее, экономичнее своих собратьев, судно имеет самый высокий класс автоматизации AUT-1 ICS, может управляться одним человеком с мостика судна при отсутствии вахты в машинном отделении. Это один из немногих ледоколов в мире, который оснащен системой динамического позиционирования класса DP-2. Ледопроходимость судна соответствует классу Icebreaker 8.
Оборудование ходового мостика для ледокола и концепцию его построения комплексно разрабатывала и поставляла компания «ТРАНЗАС».
Судно способно продвигаться непрерывным ходом в ровном льду толщиной 2 метра на переднем и заднем ходу и набегами преодолевать лед толщиной до 3 метров.
Сердце ледокола «Виктор Черномырдин» — четыре главных дизель-генератора Wartsila 16V32 мощностью 8700 кВт каждый. Машины могут работать и на тяжелом, и на дизельном топливе.
Дополняют поставку от Wartsila два стояночных дизель-генератора 6L20 мощностью 1053 кВт каждый и аварийный ДГ мощностью 770 кВт.
За движение судна отвечают две винторулевые колонки тянущего типа с независимыми электроприводами ABB типа AZIPOD мощностью 7500 кВт, расположенные по бортам, и гребной винт с приводом от гребного электродвигателя мощностью 10 000 кВт, расположенный в ДП. Диаметр винта на ВРК 4200 мм.
Все три движителя находятся в кормовой части судна и могу совершать реверсы. Для маневрирования используются два носовых подруливающих устройства ZF TT 6001 FP с винтами фиксированного шага, мощностью 1000 кВт производства ABB. Диаметр гребного винта на устройстве — 1750 мм.
Судно оснащено и различным крановым оборудованием. Для обслуживания размещаемых, в случае необходимости, на судне контейнеров с мобильными комплексами с телеуправляемым подводным аппаратом (ТНПА) погрузки и выгрузки контейнеров с водолазным комплексом в средней части судна по правому борту устанавливается электрогидравлический кран со складной стрелой грузоподъемностью на полном вылете 14 тонн.
Для обеспечения работ на морском шельфе с оффшорным оборудованием и с грузами, опускаемыми на глубину до 2000 метров в средней части судна по левому борту предусмотрена возможность установки (при проведении модернизации судна) электрогидравлического палубного крана со складной стрелой грузоподъемностью до 150 тонн при вылете 10 м от борта судна.
В носовой части судна установлены два складных крана для постановки кранца, обслуживания грузового помещения и кладовых грузоподъемностью 2,2 тонны (на вылете 12 метров) от компании Lagendejk Equipment B.V.
Для обеспечения посадки, швартовки и взлета вертолетов на ледоколе есть две вертолетно-посадочные площадки (ВПП). Судно может обслуживать оффшорные объекты и в случае ЧП на буровых ему необходимо обслуживать максимальное количество вертолетов.
Якорно-швартовные лебедки на судне с электрическим приводом, поставки хорватской компании Adria Winch. Тяговые усилия механизмов 240 кН (максимальное усилие 360 кН), калибр якорной цепи – 66 мм. Для проведения швартовных операций на судне есть две лебедки тяговым усилием 225 кН плюс две электрические вьюшки для хранения канатов – все также поставки AdriaWinch.#судостроение
#Ледокол может совершать и буксирные операции, для чего на судне установлена большая буксирная электрическая двухбарабанная лебедка производства Fluidmecanica с тяговым усилием 120 тонн. Испанская сторона делала комплексную поставку, включая систему гидравлики, щиты и пульты управления механизмом. #судно
Набор спасательных плавсредств на судне состоит из плотов Viking 35DKF и двух полностью закрытых спасательных шлюпки на 66 человек каждая TEL-70/RB хорватской фирмы Montmontana-Greben. Каждая шлюпка оснащается своим спуско-подъемным устройством SPG70 этой же компании.
Штатный экипаж судна – 38 человек, размещается он в 38 каютах. Из них 12 одноместных для комсостава, состоящие из кабинета, спальни, прихожей и санузла с ванной, и 26 одноместных кают для рядового состава с санузлом и душем.
Кроме того, помимо основного набора общественных помещений на ледоколе есть сауна, спортзал и бассейн.
В состав ЛК-25 входит и свой медблок: амбулатория, перевязочная, лазарет, изолятор, стерилизационная, фотарий, фотолаборатория, стоматологический кабинет.
Ледокол способен принять на борт до 90 человек спецперсонала. Всего под эти нужды отведено 9 дополнительных кают.
Благодаря большой площади палубы судно может перевозить большое количество различного груза. В кормовой части ледокола можно разместить до 40 штук 20-футовых контейнеров, а всего на судне таких контейнеров может быть размещено до 48 шт.
В носовой части на главной палубе есть грузовой трюм. Размеры люков в помещении 2000х1800 мм. Обслуживание грузовых трюмов ведется с помощью двух носовых кранов.
Уже в феврале 2022 года стало известно, что Росморпорт планирует расширить функционал «Виктора Черномырдина». После дооборудования ледокол будут использовать как пассажирское судно для арктических круизов в свободный от его уставной деятельности период. В символе класса судна появится характеристика Passanger ship, что позволит брать на борт порядка 90 пассажиров.
Вместе с тем Балтийский #завод неоднократно поднимал тему серийного строительства ледоколов проекта 22600. До 2010 года речь шла о 3-х единицах.
Незадолго до спуска «Виктора Черномырдина» директор предприятия Алексей Кадилов даже заявлял, что результат переговоров с Росморпортом зависит от ледовых испытаний головного судна, которое будет проходить в водах Карского моря. Потребность в линейных ледоколах есть. Серии типа «Ермак» и «Капитан Сорокин» финской постройки уже перешагнули рубеж в 40 лет. И новые задачи, например, по обеспечению деятельности на шельфе, им выполнять сложно.
Другое дело, что за время пока строился «Виктор Черномырдин», изменилось и оборудование, и технологии. Даже в случае успешных испытаний проект потребует доработки. Но полный список доработок уже будет понятен после эксплуатации головного судна.
Самые последние новости судостроения и флота, эксклюзивные материалы и фоторепортажи – на портале paluba.media .Подписывайтесь и читайте нас в любимый социальных сетях – Instagram , Telegram , Facebook , Twitter и ВКонтакте !