Когда началось строительство КАМАЗа, десятки тысяч людей со всех республик Советского Союза изъявили желание принять участие в строительстве и создании Камского автогиганта.
По воспоминаниям первых кадровиков КАМАЗа более смелые люди сразу увольнялись со своих мест работы, ехали в город Набережные Челны и вливались в ряды строителей.
Многие, более осмотрительные специалисты, направляли на КАМАЗ письма, в которых сообщали о своих профессиях и просили дать информацию о возможности устроиться на работу по своей специальности для себя и членов своих семей, о сроках предоставления жилья и по другим житейским вопросам. В кабинете заместителя генерального директора КАМАЗа по кадрам постоянно стояли мешки с подобными письмами. Внизу вы можете увидеть, сколько писем ежегодно приходило на КАМАЗ с просьбами о трудоустройстве. Очень интересная динамика!
В результате организованной постоянной переписки с трудящимися было принято на работу сотни специалистов. Вот как вспоминает о самом начале становления кадровой службы на КАМАЗе Данилов Анатолий Иванович (внизу на фотографии слева) - один из первых руководителей-кадровиков, кто создал коллектив отдела инженерно-технических кадров:
«Наш отдел кадров был похож на крепость, который штурмовали тысячи приезжих. Штат отдела был немногочисленным. Люди приезжали семьями. Мой кабинет напоминал камеру хранения. Просили, умоляли, грозили… Ежедневно мы получали по 500 писем. Инспекторы занимались только перепиской на первых порах. Чаще всего к нам обращались учителя и водители. Их хватило бы на несколько школ и автохозяйств. Многие приезжали из-за неустроенности быта. Большая стройка манила надеждой на лучшую жизнь. А нам нужны были специалисты. Как правило, муж или жена приглашённых не имели нужной специальности, и их тоже приходилось устраивать»
Внизу интервью Данилова А.И., опубликованное в газете «Знамя Коммунизма» от 12 декабря 1973 года.
Но вернёмся к письмам. В отделе кадров КАМАЗа работала специальная группа – только с письмами. Писем было так много, что 2 сентября 1971 года потребовался даже приказ генерального директора КАМАЗа «О порядке ведения переписки по вопросам трудоустройства рабочих кадров». Особо обратите внимание на Условия приёма и оплаты труда...
На конвертах, в адресе получателя значилась, как правило, одна запись: «Набережные Челны. КамАЗ. Генеральному директору Васильеву Л.Б».
Письма стали одним из самых надёжных источников комплектования и рабочих и инженерных кадров не только КАМАЗа, но и других организаций. При желании здесь всегда можно было найти кандидатов на самые разные профессии и должности самой разной квалификации… Потому и неудивительно, что письма были на особом счету у кадровиков всех заводов и подразделений КАМАЗа, КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ и главка МИНМОНТАЖСПЕЦСТРОЯ.
Некоторые письма публиковались в печатных СМИ. Внизу два письма, опубликованные в газете «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 13 января 19712 года.
Раньше говорили, что читать чужие письма - непорядочно. Но проходит время и именно письма живых людей могут передать дух времени и атмосферу Великой стройки. Некоторое время назад Пронина Юлия Сергеевна (внизу на фотографии) предоставила в Музей КАМАЗа сканированные письма, отправленные ей, как секретарю комитета ВЛКСМ главка МИНМОНТАЖСПЕЦСТРОЯ.
Прочтите эти живые свидетельства того времени.