Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

КЛАПАН ДАНЛОПА

Эх, сколько проблем у меня было в детстве с этим клапаном! Точнее, с обязательным его элементом - резиновой трубочкой под названием "ниппель". Хотя именно тогда мы, дети СССР, поняли истинный смысл словосочетания "система "ниппель" - туда дуй, а оттуда... ничего.

КЛАПАН ДАНЛОПА. Фото с сайта https://www.everyvelo.com/velosipednyy-nippel-ili-dunlop-danlop/
КЛАПАН ДАНЛОПА. Фото с сайта https://www.everyvelo.com/velosipednyy-nippel-ili-dunlop-danlop/

На самом деле, та самая резинка периодически приходила в негодность, дырявилась и "оттуда" как раз тоже дуло, а колесо начинало спускать. Мелкий ремонт был несложен, однако сам факт подобного коварства со стороны ниппеля заставлял напрягаться и таскать с собой в бардачке запаску, а на раме - насос, который всё время терялся.

Резиновый ниппель. Фото с сайта https://omskvelo.ru/profile/5460-krazymouse/content/?type=forums_topic_post&page=429
Резиновый ниппель. Фото с сайта https://omskvelo.ru/profile/5460-krazymouse/content/?type=forums_topic_post&page=429

И кто бы знал, что этот обязательный для колеса каждого велосипеда узел называется КЛАПАНОМ ДАНЛОПА (некоторые его уважительно называют КЛАПАНОМ DUNLOP, но, мне кажется, это излишества нехорошие).

Джон Бойд Данлоп (5 февраля 1840 - 23 октября 1921). Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Данлоп,_Джон_Бойд
Джон Бойд Данлоп (5 февраля 1840 - 23 октября 1921). Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Данлоп,_Джон_Бойд

Придумал его, вы не поверите, английский ветеринар шотландского происхождения Джон Бойд Данлоп (5 февраля 1840 - 23 октября 1921). А ещё он изобрёл пневматическую шину, ибо было бы очень странно ставить столь замечательный клапан на цельнорезиновое колесо.

Впрочем, тут довольно интересная история. Дело в том, что ещё в 1847 году шотландец Роберт Уильям Томсон (29 июня 1822 - 8 марта 1873) запатентовал пневматическую шину из пропитанного индийской резиной холста, заключённого в кожаный кожух, который прикручивался к колесу болтами. Это всё было громоздко, дорого и недолговечно, а потому вскоре забылось. Хотя другое изобретение Томпсона - цельнолитые резиновые шины оценили именно велосипедисты.

Но на тот момент технологии ещё не позволяли производить прочную, качественную и доступную по цене резину.

Фото с сайта https://kontora-k.ru/catalog/sold-interior/5026-detskij-velosiped-sssr
Фото с сайта https://kontora-k.ru/catalog/sold-interior/5026-detskij-velosiped-sssr

А спустя 40 лет прогресс шагнул вперёд, и многое изменилось. Поэтому когда житель Белфаста Джон Данлоп смотрел на своего сына, с грохотом катящегося на велосипеде с металлическими колёсами по булыжной мостовой, он решил, что надо что-то делать.

Этот Айболит взял обычный садовый шланг, не пожалев, разрезал его вдоль и обернул вокруг обода, постаравшись сделать соединение герметичным. А потом взял небольшой насос, которым он обычно подкачивал футбольный мяч, и заполнил импровизированную шину воздухом. Теперь велосипед производил гораздо меньше шума, и окружающие стали проклинать велосипедистов заметно реже.

Фото с сайта https://amsrus.ru/2014/09/18/mercedes-benz-velo-pervyiy-seriynyiy-avtomobil-v-mire/
Фото с сайта https://amsrus.ru/2014/09/18/mercedes-benz-velo-pervyiy-seriynyiy-avtomobil-v-mire/

Данлопу очень повезло - именно в это время немецкий инженер, изобретатель одного из первых в мире автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и пионер в области автомобилестроения Карл Фридрих Михаэль Бенц (25 ноября 1844 - 4 апреля 1929) приступил к выпуску своих первых серийных автомобилей. И ему очень понравились надувные колёса Данлопа - вместе с его же клапанами.

В итоге Данлоп из простого ветеринара превратился в основателя компании, продукция которой и сегодня пользуется огромным спросом у автомобилистов. Правда, в какой-то момент дела у него пошли вкривь и вкось, и он продал её третьим лицам. Но имя Dunlop превратилось в бренд, известными миллиардам жителей Вселенной.

...но дело его живёт! Фото с сайта https://tehnoteca.ru/dokuchaevsk/item/491093
...но дело его живёт! Фото с сайта https://tehnoteca.ru/dokuchaevsk/item/491093

P.S. КЛАПАН ДАНЛОПА также называют "английским клапаном" и КЛАПАНОМ ВУДСА. Дело в том, что некто C.H.Woods, сотрудник Dunlop Pneumatic Tyre Company, усовершенствовал изобретение основателя компании и предложил его для использования в камерах пневматических шин. Больше о нём ничего не известно.