Уважаемые родители, в прошлом посте мы обсуждали почему дети не бросаются делать уроки, если мы отобрали гаджет. Даже, если и делают, то нехотя. Через отторжение к этим самым урокам и ситуации, в которой они находятся сейчас.
Давайте дальше посмотрим, что происходит с ребенком. И, главное - как сделать по-другому, чтобы получать результаты. Желательно не тратя все свои нервы.
Мы вчера разобрали, что есть фокус. А есть - зона внимания.
Так вот у ребенка фокус на гаджете. А часто активности, выполнения которых мы требуем, даже в зону внимания не попадают. Не говоря уже о том, чтобы ребенок как то сознательно сосредоточился на задаче. В данном случае - на выполнении уроков.
Обьем внимния
Есть у ребенка зрительное поле. И у большинства детей оно забито действиями, которые они там производят. То есть главный фокус - гаджет. Плюсом у него в голове крутится, как он пройдет следующий уровень, какое видео сделал блогер, которого он смотрит, какое приложение скачать и пр. Дети постарше заполняют внимание плюсом общением в соц сетях и чатах. Это как движение по дороге, когда в любой момент времени то кабан под колеса кинется, то лось. И все внимание перетянет на себя, вынуждая срочно реагировать. В таком режиме находится ребенок, только "бросаются" по его зрительные колеса то уведомления, то сообщения в Вотсапе, то жгучий интерес пройти новый уровень в игре.
И ребенок то в этом сам не виноват, он просто реагирует на стимулы. Потому что по-другому пока не может.
Задача родителя - не орать, а учить сосредотачивать внимание на задачах.
С ребенком есть определенные договоренности. Что у тебя по плану сегодня? Например, выполнение домашки. Запланируй, когда ты ее будешь делать. И цель - максимально сосредоточиться. Это навык, который, как мышца качается при постоянном повторении. В блоге я затрагивала методику освоения навыков. Если кратко - делаем сначала сознательно, то есть применяем волевые усилия. То есть самостоятельно отложить телефон и самостоятельно перевести фокус внимания на цели по учебе. Это трудно, но как только у ребенка начинает получаться, уверенность в себе начинает расти. Все это, естественно работает, если не потерян эмоциональный контакт. Банально, ребенок готов вас как-то слушать, а не посылает лесом.
Волна внимания
И у взрослых и у детей существуют моменты пиковой продуктивности и спада. Вот этот процесс надо ребенку показать, чтобы он сам осознал, когда его "прет" делать, а когда он вообще сосредоточиться не может.
Часто бывает, что накрывает какое то эмоциональное состояние. Например, все внимание на том, сколько надо делать. И в фокусе гнев и отчаяние, что делать дофига. В этот момент надо помочь ребенку остыть - пережить эти эмоции.
Лучшие результаты ребенок будет получать, когда родитель помогает поймать волну. Сосредоточиться. Сделать задачу, а потом переключиться на отдых. Но задача должна быть сделана.
Как помогать ребенку сосредоточиться?
У современных детей развито так называемое клоповое мышление. То есть 4-5 секунд на просмотр ролика. И дальше - листать ленту.
Когда ребенок начинает учиться погружать свое внимание на задаче, то обязательно положительно подкреплять результат. Посмотри, у тебя получилось переключиться. У тебя получилось не отвлекаться на телефон, а сосредоточиться. Каждый шаг прибавляет уверенности и энергии. Особенно, когда значимый близкий отмечает этот прогресс.
Мы же обычно тыкаем носом в желтую неожиданность, которая случается с котенком. Обвиняем, орем, применяем угрозы наказаний и арсенала мер, которые только можем придумать. Пост об этом тут.
Дальше обсудим как усилить тягу. Чтобы выполнение этих задач было не повинностью, а с пониманием, что "это мне надо, поэтому Я хочу это делать".
Истории по проблеме цифрового поведения ребенка отправляйте на разбор uspeh.rebenka@yandex.ru. Так же присылайте истории по вопросу восстановления эмоционального контакта с ребенком uspeh.rebenka@yandex.ru
Пошаговая система