Геополитическая карта мира отражает мировые потоки энергоносителей и политику, связанную с изменением климата.
Геополитика отражает изменения во взаимоотношениях между государствами. На эти взаимоотношения оказывают воздействие постоянно меняющиеся спрос на энергоносители, их предложение и поставки. Такие факторы, как усилившееся влияние США, реакция стран на изменение климата и возросшее значение возобновляемых источников энергии, непосредственно воздействуют на энергетические рынки.
“Энергетика показывает драматические изменения в поставках энергоносителей на мировой рынок”.
Геополитическая карта мира формируется под воздействием разных сил. Мощь государства может быть финансовой или военной, а также основываться на энергоресурсах, таких как нефть, газ, уголь, энергия ветра и солнца. Возрождение роли США в энергетическом секторе произошло благодаря научно-техническим достижениям в области добычи сланцевых нефти и газа. На энергетическую мощь страны может также влиять ее желание достичь нулевых выбросов углерода для решения проблемы глобального потепления.
Благодаря “сланцевой революции” роль США в геополитике изменилась.
Позиция США на геополитической карте мира радикально изменилась с появлением добычи нефти и газа из сланцевых пластов. Нефтяной кризис 1970-х годов показал экономическую уязвимость США, которые традиционно полагались на импорт источников энергии. Сланцевая революция превратила США в крупнейшего мирового производителя нефти и газа, оставившего позади Россию и Саудовскую Аравию. Значительно возросший уровень добычи энергоносителей позволил Америке начать их экспорт на мировой рынок.
“Сочетание изобилия газа с низкими ценами изменило структуру энергоносителей в США. Доля газа в ней существенно возросла”.
Концепция добычи нефти и газа экономически целесообразными способами из твердой глубинной породы – сланца – является относительно новой. Идея заключалась в том, чтобы создать в породах микроскопические пустоты, через которые сможет перемещаться газ. Для этого использовался метод гидроразрыва пласта, или фрекинга, когда в сланец вдавливаются вода, песок, гель и различные химические вещества для создания пор. Чтобы сделать добычу экономически выгодной, была усовершенствована технология горизонтального бурения. Вскоре после этого предложение газа в США превысило спрос. В начале XXI века 50% электроэнергии страны обеспечивалось углем. А уже к 2019 году из угля вырабатывалось лишь 24% электроэнергии, а из природного газа – 38%.
“Соединенные Штаты… вновь стали основным игроком в мире нефти”.
Большинство специалистов полагали, что высокая плотность сланцевой породы не позволит добывать из нее нефть. Но оказалось, что хотя молекулы нефти значительно больше молекул газа, они все же способны перемещаться через поры, созданные гидроразрывом пласта. Добыча нефти из сланца изменила положение США на энергетических рынках. К 2014 году только один штат Техас производил больше нефти, чем любая страна ОПЕК, за исключением Саудовской Аравии и Ирака.
Распад Советского Союза сформировал геополитическую карту России.
В 1991 году СССР распался на пятнадцать независимых государств. Экономика Российской Федерации меньше экономики Советского Союза. Однако Россия унаследовала ядерный арсенал, технические возможности и значительные запасы нефти и газа. В течение своего долгого пребывания в должности президента Владимир Путин стремился подтвердить статус России как великой державы; в восстановлении и укреплении этого статуса запасы нефти и газа имеют решающее значение.
“Доходы от экспорта нефти и газа обеспечивают финансовый фундамент российского государства и российской власти... Эти ресурсы в значительно большей степени, чем что-то еще, делают Россию важнейшим игроком в мировой экономике”.
С распадом Советского Союза его энергетическая отрасль также была разделена. Месторождения, расположенные в районе Каспийского моря, оказались на территории независимых Азербайджана и Казахстана; другие мощности сосредоточены в Западной Сибири в РФ. Еще в начале своей политической карьеры Путин хорошо понимал, что в России сила и власть создаются энергетикой. Путин всегда поражал западных лидеров своей прекрасной осведомленностью об энергетической отрасли и мировых энергетических рынках. В 2018 году Россия достигла пикового уровня нефтедобычи в СССР – 11,4 миллиона баррелей в день. С 2000 по 2012 год экспорт нефти из России увеличился с 36 до 284 миллиардов долларов в год, а экспорт газа вырос с 17 до 67 миллиардов долларов. От экономической уязвимости Россия пришла к экономической стабильности и силе.
Отношения России с США ухудшились; сейчас Россия уделяет основное внимание отношениям с Китаем.
После того как в 2013 году Россия предоставила убежище Эдварду Сноудену, отношения Москвы и Вашингтона начали ухудшаться. Кризис, связанный с Украиной, спровоцировал новую холодную войну между двумя странами. Владимир Путин считает, что США, и в особенности президент Барак Обама, делали все, чтобы помешать усилиям России вернуть утраченный статус крупной державы. Российская экономика оказалась достаточно устойчивой, поэтому санкции и падение цен на нефть не вызвали разрушительных последствий. К 2019 году экономика России вновь показала рост.
“Российская экономика оказалась более устойчивой к санкциям и краху цен на нефть, чем ожидалось”.
В 2014 году, вскоре после присоединения Крыма, Путин нанес официальный государственный визит председателю КНР Си Цзиньпину. Диалог двух лидеров продемонстрировал, что для России между властью и энергетикой существует прямая взаимосвязь. В Шанхае, ставшем точкой российского “поворота на восток”, Путин заключил сделку на сумму 400 миллиардов долларов, в результате которой Китай должен стать едва ли не крупнейшим покупателем российского газа. Китай согласился финансировать строительство трубопровода из Сибири длиной более 2000 километров и стоимостью 45 миллиардов долларов. Обновленные отношения России с Китаем просты и прагматичны: Китай предлагает товары, услуги и деньги; Россия поставляет нефть, газ и уголь. В качестве поставщика энергоносителей в КНР Россия обошла Саудовскую Аравию.
Китай планирует трансформировать мировую экономику с помощью инициативы “Один пояс, один путь”.
Укрепление отношений между Россией и КНР вызывает удивление, если принять во внимание связи Китая с постсоветской Центральной Азией. После распада Советского Союза в Китае приняли решение поддерживать особые отношения со странами Средней Азии, Казахстаном и Азербайджаном. К началу XXI века Казахстан и Азербайджан стали самостоятельными игроками на мировых энергетических рынках. Нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев знает китайский язык. Как бы там ни было, несмотря на значительные объемы экспорта в Россию, для Китая гораздо важнее отношения с США.
“«Один пояс», который называют также «евроазиатский сухопутный коридор», позволяет Китаю расширять его экономическое воздействие через Россию и Среднюю Азию на Восточную и Западную Европу, а также на Ближний Восток и Африку”.
В 2013 году, выступая в Назарбаев университете в Казахстане, Си Цзиньпин заявил, что китайская инициатива “Один пояс, один путь” послужит объединению Евразии во всех сферах – от инфраструктуры и энергетики до политики и культуры. КНР станет движущей силой и предоставит деньги для создания “нового Шелкового пути”. Сегодня весь мир знает об этой стратегии, превратившейся в бренд под названием “инициатива «Один пояс, один путь»”. Инициатива преследует амбициозные широкомасштабные цели и включает в себя проекты в разных частях земного шара.
Противостояние между Саудовской Аравией и Ираном создает напряженность на Ближнем Востоке.
Саудовская Аравия и Иран издавна конфликтуют, и хотя не последнюю роль в этом играют религия и политика, самым важным фактором противостояния остаются нефть и ее поставки. Иранская революция 1979 года изменила расстановку политических сил и привела к расколу, который по-прежнему оказывает влияние на весь Ближний Восток. События в Иране, а также вторжение СССР в Афганистан привлекли в этот регион США и привели к далекоидущим последствиям.
“Иранская революция… имела глубокие последствия для всего региона”.
Когда в 1997 году на президентских выборах в Иране Мохаммад Хатами победил преемника аятоллы Хомейни, ожидалось, что он будет способствовать либерализации общества и ослабит жесткий контроль исламского духовенства. С целью преодолеть политическую и культурную изоляцию Ирана Хатами выдвинул идею “диалога цивилизаций”. Он стремился урегулировать отношения Ирана с Саудовской Аравией. Однако в 2002 году стало известно, что Иран пытается разрабатывать собственное ядерное оружие. Арабские страны и Израиль сделали вывод, что Иран стремится к доминированию на Ближнем Востоке. Власти Ирана полагали, что последовавшие за этим санкции, распространявшиеся на экспорт нефти, окажут на экономику не слишком сильное влияние, но они недооценили значение добычи сланцевой нефти. К 2012 году иранцы созрели для переговоров с Соединенными Штатами. Достигнутое в результате соглашение позволило приостановить ядерную программу Ирана.
Производителей нефти больше всего беспокоит снижение спроса на нефть.
С 2011 по 2013 год цены на нефть оставались стабильными и составляли 100 с небольшим долларов за баррель – существенно выше, чем всего за десять лет до этого. Участники рынка считали 100 долларов за баррель новой нормой и составляли свои бюджеты и финансовые прогнозы исходя из этой цифры. Но оказалось, что это отнюдь не норма. На самом деле несмотря на увеличение добычи сланцевой нефти в США цены оставались высокими из-за дефицита, вызванного политической нестабильностью в таких странах, как Ливия и Нигерия. В 2014 году, после того как боевики ИГИЛ остановили нефтедобычу в Ираке, возникли опасения, что нефти будет недостаточно. Тем не менее примерно в то же самое время у крупных арабских нефтепроизводителей начались проблемы со сбытом своей продукции в странах Азии.
“Сигналы, которые тогда было непросто объяснить, указывали на важные перемены на мировом рынке нефти и в глобальной экономике”.
Осенью 2014 года цена нефти упала до 84 долларов за баррель. Одной из причин этого падения было изменение спроса: глобальный экономический рост, в том числе в Китае, замедлился. Другой причиной послужило увеличение объемов производства в Канаде, России, Бразилии и Ираке. Поскольку лидеры ОПЕК не смогли договориться о сокращении добычи, нефть продолжала поступать на рынок и цены продолжали снижаться. Эксперты полагали, что цена барреля стабилизируется на уровне 70 долларов, и это приведет к прекращению деятельности компаний с высокой себестоимостью производства. Но оказалось, что добывать сланцевую нефть совсем не так дорого, как считали многие.
С появлением сланцевой нефти специалисты начали использовать термины “короткий цикл” и “длинный цикл”. Короткий цикл – это добыча сланцевых нефти или газа, когда время между бурением и началом извлечения занимает не больше недели. К длинному циклу относятся заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) или проекты по добыче нефти с морских буровых платформ, на реализацию которых могут уходить годы и миллиарды долларов.
Из-за изменения климата возникнет “новая карта производства и потребления энергоресурсов”.
Снижение содержания углерода – одна из важнейших целей, стоящих перед человечеством в ближайшем будущем. То, что люди влияют на изменение климата, едва ли можно назвать новостью ‒ ученые исследуют происходящие процессы на протяжении десятилетий. Но когда тают шельфовые ледники, усиливаются ураганы, а периоды аномальной жары и лесные пожары случаются все чаще и чаще, начинает меняться и общественное мнение. И этот сдвиг в общественном сознании заставляет двигаться к “энергетическому повороту”. Потребность в таком переходе исторически не нова. В XVIII веке Англия перешла от дров к каменному углю, потому что из-за вырубки лесов возник дефицит древесины. Но лишь в начале ХХ века уголь превратился в основной вид топлива во всем мире. В свою очередь, нефть начала в середине 1960-х годов вытеснять уголь.
“Климат ‒ это главный вопрос политической повестки дня нашего времени (Глава Европейского инвестиционного банка).”
В конце ноября 2015 года состоялась Парижская конференция по климату. В ней приняли участие представители 195 стран. Страны-участники согласились принять меры, которые должны предотвратить повышение средней температуры на планете на 2° C по сравнению с доиндустриальным уровнем. Парижское соглашение не является обязательным: оно выполняется на добровольной основе. Вместе с тем соглашение с таким количеством участников существенно изменило характер международной дискуссии об изменении климата и разделило глобальную энергетическую политику на две эпохи – “до Парижа” и “после Парижа”. Борьба с изменением климата вышла за пределы геополитики и стала общественным движением.
Одно время намечалось более тесное сотрудничество между странами, но теперь мир становится все более раздробленным и разобщенным.
В результате распада Советского Союза и радикальных изменений в Китае и Индии к участникам мировой экономики добавились три миллиарда человек. Это порождает как новые возможности, так и новые проблемы. Благодаря Интернету, а также движению знаний и денег глобальное сообщество стало более взаимосвязанным, интегрированным и готовым к сотрудничеству. Перед пандемией COVID-19 мировой ВВП достиг 90 триллионов долларов и двигался к отметке 100 триллионов долларов.
“Мир стал более разобщенным, в нем возродились национализм, популизм и недоверие, а политика стала пропитана подозрительностью и неприязнью”.
Пандемия коронавируса радикально ослабила мировую экономику. Вероятно, потребуется несколько лет, чтобы экономика вернулась к состоянию на начало эпидемии. После того как коронавирус отступит, энергоресурсы по-прежнему будут иметь решающее значение в “новой геополитике”. Тенденция к сотрудничеству в мировом сообществе в последнее время изменилась в прямо противоположном направлении. В раздробленном, разобщенном мире существующие экономические проблемы усугубятся.