Найти тему
баранчик Яша

Миядзаки и война

Замечательный режиссер, художник-мультипликатор, автор великолепных полнометражных анимационных фильмов, добрый сказочник Хаяо Миядзаки... Как-то сидя дома во время болезни посмотрел по телевизору его фильм "Ходячий замок" (2004 г. Studio Ghibli).

       Это было настоящее потрясение! Фантастические повороты сюжета, такие разные персонажи, весь фильм соткан из головоломок: где добро, где зло - попробуй разбери. Одно было понятно сразу - автор гениален... и очень добрый!

Запомнились удивительные пейзажи, реалистичные городские зарисовки, конечно, сам "замок", чем-то напоминающий избушку на курьих ножках из русских сказок.

Но ведь были еще и кошмары войны, самолеты, бомбы, взрывы. "В сущности, в фильме Миядзаки главным злодеем стала война... Миядзаки говорил, что в то время испытывал сильный гнев по поводу войны в Ираке, из-за чего снял фильм, который может быть плохо принят в США."  (Экранизация - новый взгляд на сюжет)

А в целом, добрая сказка со счастливым концом.

"Ходячий замок"
"Ходячий замок"

И вот я случайно узнаю, что  Миядзаки нарисовал и издал комикс по воспоминаниям немецкого лейтенанта Отто Кариуса "Тигры" в грязи". Действие происходит на Восточном фронте (это для них "на Восточном") в Эстонии в  феврале - марте 1944 года. В моем сознании все перевернулось: Как же так?  Мой любимый Миядзаки рисует комикс (вообще-то, это манга) про фашистов!? Тогда мне не удалось рассмотреть эту мангу в деталях. Единственное, что успокаивало - это название... В грязи же...

-5

А теперь самое интересное. Сегодня, когда я заглянул в начало этой манги, оказалось, что действующие лица - свиньи! Представляете!!! А я-то переживал все это время.

Но это ещё не всё...

В фильме "Ходячий замок" я пропустил некоторые детали. А вот когда стал разглядывать эскизы к портретам героев на сайте студии Гибли, то обратил внимание на роскошную и очень оригинальную женскую шляпку  (кстати, главная героиня Софи к началу всей этой истории работает в шляпной мастерской).

Этот милый головной убор многое может рассказать о своей владелице, такая своеобразная "Аллегория войны".

В фильмах Миядзаки много удивительно поэтичных и выразительных пейзажей. Достаточно вспомнить немного грустную историю маленькой "добывайки" Ариэтти.

Многие ландшафты из "Ходячего замка" Миядзаки "подсмотрел" во время путешествий по Казахстану и Эльзасу. Особенно Миядзаки отметил французские города Кольмар и Эгисхайм с мощеными, узкими улочками, фахверковыми домами и черепичными крышами.

Фрагмент фильма и фото реального города
Фрагмент фильма и фото реального города

Из статьи "Как создавался "Ходячий замок" Хаяо Миядзаки".

А какие сказочные интерьеры!..

"Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра - всех этих прекрасных вещей" (Миядзаки).

И на фоне этого пейзажного великолепия разгуливает безобразный, отвратительный и смешной одновременно Ходячий замок Хаула. Фантастическое творение  буквально слеплено из каких-то ржавых труб, выброшенных на помойку деталей сломанной техники, покореженной металлической обшивки.

"Ходячий замок"
"Ходячий замок"

С замком постоянно происходят метаморфозы. Такое чудо мог придумать только человек, влюбленный в технику!

Так и есть. Миядзаки с детства интересовался техникой. Его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, которая производили детали для самолетов. Поэтому так часто в фильмах Миядзаки присутствуют летательные аппараты, а некоторые фильмы целиком посвящены авиации, например, "Порко Россо". Фильм снят по мотивам манга "Эпоха гидросамолетов". События фильма происходят на территории бывшей Югославии, где как раз во время работы над картиной вспыхнула война. Предполагают, что эти события повлияли на Миядзаки, и под их влиянием он придал своему фильму ярко выраженную антивоенную интонацию.

Главного героя, сражавшегося с воздушными пиратами, Миядзаки изобразил в виде антропоморфной свиньи - подобные образы человекообразных поросят были характерны для его графических работ как элемент своеобразной авторской иронии.

"Порко Россо"
"Порко Россо"

Антропоморфные свинки - излюбленный комический образ в рисунках и манга Миядзаки (иногда он даже рисует в таком виде самого себя). В фильме этот образ приобретает гораздо более глубокий и трагический смысл - сам Марко говорит: "Лучше быть свиньей, чем фашистом".

Хаяо Миядзаки называют добрым сказочником. А еще его считают пацифистом. Он всегда против войны... и любит рисовать военную технику!.. Что-то здесь не сходится. Пожалуй, есть один ответ (по крайней мере, для меня). Это слова самого Миядзаки: "Многие люди говорят, что не понимают фильм, и это означает, что у них есть определенное мнение о том, как должна быть рассказана история. Когда история предает их ожидания, они жалуются... Что я нахожу смешным... Но я думаю, что пытаться изменить людей - пустая трата времени".

Источники: