А вот всплыл и Макатон:) О котором я была наслышана и за обучение которому надо выложить минимум 20 тысяч (5+15 и далее). Любопытно, что по версии распространителей этой системы, она создана в Великобритании и уже потом адаптирована к русскоязычным пользователям. А вот тут мы видим, что зародилась эта методика в Америке. Просто любопытный момент:)
Картиночные символы коммуникации (Picture Communication Symbols,
PCS; Johnson, 1981; 1985, 1992, 2004) происходит из США. В настоящее
время система состоит примерно из 11000 словарных статей. Изображения легко нарисовать, поэтому PCS можно даже копировать от руки.
В большинстве стран сейчас PCS является наиболее широкой используемой графической системой. Главное её преимущество по сравнению с PIC – большое число слов в словаре.
Эта система имеет несколько названий. Она происходит из США,
изначально называлась Ребус и состояла из 950 пиктограмм и идеограмм
(Jones, 1979). В 1985г. появилась расширенная британская версия, которая
стала называться системой Макатон (Walker и др.,1985). Позднее система
Ребус была включена в систему символов Виджит.
Сиситема символов ВИДЖИТ (WIDGIT LITERACY SYMBOLS)
Символы Виджит можно комбинировать различными способами,
например, УЛИЦА + СВЕТ превратится в ФОНАРЬ. Система напоминает
Блисс-символы тем, что комбинации некоторых основных символов
образуют новые семантические значения, например, МАТЬ – это
изображение ЖЕНЩИНА, помещённое в круг. Кроме того, может
использоваться и произношение слова. Например, LIGHT может означать и СВЕТ и ЛЁГКИЙ, но обозначается одним и тем же символом (лампочкой).
Это отличительная черта символов Виджит, она несколько напоминает
стратегию ЗВУЧИТ-КАК в Блисс-символах.
Система Ребус исходно разрабатывалась для того, чтобы помочь людям
с интеллектуальными нарушениями лёгкой и средней степени учиться
читать, хотя позднее она использовалась и как графическая система
коммуникации (Jones, 1979). При традиционном обучении системе Ребус
подчёркивалась необходимость использовать буквы одновременно с
графическими изображениями. Одна или несколько букв совмещались с
произношением слова, так что комбинации графических символов и букв
образовывали новые слова. Когда графический символ соединяется с буквой, именно звучание комбинации этих двух элементов выражает новое слово.
Значение графического символа роли не играет. Например, C+OLD (old –
«старый») превращается в COLD («холод»), P+LIGHT («свет») превращается в PLIGHT («трудное положение»), C+AT («у», «около») превращается в CAT («кошка»). Символы Виджит обычно используются совместно с компьютерной программой SymWriter, в которой пользователь может комбинировать символы с буквами, а также с другими графическими системами.
Преимущества систем Ребус и Виджит
Исследования показали, что использование системы Ребус
положительно влияет на навыки чтения (Kiernan, Reid, Jones, 1982), возможно, потому, что она использует звучания, соответствующие как
словам, так и буквам. Стратегии, применяемые в системах Ребус и Виджит, не предъявляют высоких требований к способности складывать слова из букв, поскольку учащийся необязательно должен уметь прочитать все буквы в слове."
Цитата из методического пособия «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»
#неудобныелюди