Найти тему

Ресентимент: умиротворить агрессивность невозможно

Известная поговорка – «инициатива наказуема». Изначально она описывала взаимоотношения подчиненных с начальством и во многом соотносилась по смыслу с поговоркой «солдат спит – служба идет». Со временем ее значение расширилось: уж больно наглядна она иллюстрировала определенный тип человеческих взаимоотношений. Тот, кто делает, всегда рискует нарваться на критику, зато тот, кто не делает ничего, не только надежно от нее защищен, но еще и часто выступает ее главным зачинщиком. Особенно это ярко проявлено в социальных сетях и комментариях к постам.

Сама система соцсетей движима желанием получать одобрение и хороший взгляд на себя через лайки и сердечки в комментариях. И это уже новая наша реальность, в отношениях с другими она провоцирует либо усиливает нарциссический тип поведения у взрослых, который:

а) продлевает фазу подросткового нарциссизма и в общем то задерживает развитие, и

б) формирует ощущение неполноценности в восприятии собственной идентичности у одних и излишнюю категоричность с переоценкой значимости своей идентичности у других.

Одной из первых этот феномен связи между нарциссизмом и соцсетями исследовала Лаура Буффарди (Laura E. Buffardi), доктор в области психологии Университета Джорджии - её статья в соавторстве с W. Keith Campbell была впервые опубликована 3 июля 2008 года.

Она обосновала и подтвердила гипотезу, что модель поведения в соцсетях действительно может характеризовать личность, а соцсети действительно активно используются людьми с нарциссическим типом поведения для генерирования внимания к себе.

Но возможно, тут решает дело тот самый ресентимент[1] – бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус». Ну как так, почему ему удается, а мне нет, почему на него все смотрят, хвалят, благодарят? Я-то чем хуже? Сознание «обиженного» услужливо загоняет в самый дальний угол простейшую мысль: а не потому ли, что наделенный ярлыком «врага» производит необходимые активные действия, а ты пассивно ждешь, когда Акела промахнется, чтобы тут же выступить с гневной речью для его обличения? А если не промахнется... тем хуже для него. Как он подвел «обиженного», как посмел унизить и обесценить его в собственных глазах!..

Жизнь «обидчика» представляется «обиженному» чредой незаслуженных триумфов – максимально облегченным путем счастливчика, вытянувшего у судьбы счастливый билет. Каково тянуть тяжкий воз повседневной деятельной рутины, он даже не представляет. Зависть застит глаза. Ему невдомек, как выгорает деятель, точно Сизиф изо дня в день вкатывая в гору свой камень, какой пессимизм охватывает его при виде очередной провалившейся попытки наладить какие-то коллективные действия, пробудить энтузиазм, да просто, наконец, заставить людей (да хотя бы и себя) выполнять свои прямые обязанности. А тут еще это вечное ворчание за плечом, шум, крики, нелепые подозрения... В анекдоте-то смешно, а в жизни?

Сколько раз он говорит себе: «а не пошло бы оно все...» И порой ведь действительно ломается, бросает начатое, забивается в нору и твердит там до конца жизни: «вот я дурак, не стоило и стараться».

Или не ломается. А, сбитый с ног, снова встает – и идет вперед, протаптывая дорогу, по которой кому-то будет уже куда легче идти. Особенно, если помимо критики встречает поддержку. Или видит результат. Как из ничего, из хаоса и пустоты, возникает нечто. Созданное его усилиями, его волей и целеустремленностью. Не обязательно великое. Пусть самое обычное, маленькое. Но чего не было – и вот оно есть.

Потому что материализованный результат – это в итоге все равно взаимодействие. То, что не предполагает взаимодействия, – не материализуется. Остается идеей, фантазией, с которой личность способна контактировать без всякого воплощения, в рамках одного своего сознания. Воплощается лишь то, что предполагает контакт с другим. Пересказанный словами сон может обернуться великим романом, посланием неограниченному числу людей. Нерассказанный остается фактом внутренней реальности, персональным фантомом, узником в темнице без права свиданий и переписки.

Критикующий всегда одинок. Даже в случае коллективного буллинга это всего лишь совокупность монад, не вступающих ни в какие реакции молекул инертного газа. За право лелеять обиду ресентимент берет со своих адептов высочайшую плату: компенсаторное ощущение собственного совершенства и непогрешимости, с высот которых только и возможен полноценный ресентимент, а, следовательно, и настоящая критика. Это провоцирует концентрацию пустоты вокруг единственного центра вселенной. Того, кто обладает истиной, как надо, и из сияния этой истины судит жалкие  попытки изменить статус кво.

Любой ДРУГОЙ в этой сияющей пустоте выглядит ущербным. Уже по одному тому, что не совпадает с центром. Хуже того, в нем всегда кроется угроза сравнения – и критики. С каждым новым приступом ресентимента стена вокруг пустоты растет, утолщается, становится все более непроницаемой. Но вместо того, чтобы обретать все большую силу и мощь в своем огороженном стеной мирке, царящее в его центре «я», напротив, становится все менее реальным. И постепенно исчезает окончательно.

Чтобы существовать, любому явлению требуется антитеза. Философия выяснила это уже тысячи лет назад. Свету нужна тьма, теплу – холод, «я» – другое «я».

Но там, где существует лишь одно безупречное «я», любое другое «я» аннигилировано самодовлеющей критикой – расчленено и захоронено, растворено кислотой отрицания, разъедено щелочью неприязни. Самолюбование и привычка вставлять в каждое видимое место себя и свое мнение напрочь убивают как критическое мышление и объективную самооценку, так и сопереживание, сочувствие к другим людям - ту самую эмпатию, без которой полноценное здоровое общение с другими невозможно.

К чему все это…

Наша новая реальность – она вот такая. В ней люди в большинстве своем по-прежнему реже идут разбираться в себе и с собой, попадая в привычный автоматизм и выживающую стратегию травмированного «я» и в детство с «младенческим волшебным мышлением», которое к созидающему креативному мышлению взрослого человека не имеет никакого отношения и конечно почти всегда они занимают пассивную позицию-нет того, кто делает и не только для других но и для себя.

И тогда полезно напомнить себе ещё раз о балансе, личном собственном балансе и не включении в процесс, когда вас кто-то критикует, возможно все дело в ресентименте...

[1] Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. Ressentiment (fr.)-"завистливая, бессильная злоба" в качестве термина впервые употреблено у Ницше 1887 г.