В то время как контроль Китая над тем, какой контент потребляют его граждане, хорошо налажен, страна распространила свою" собственную версию" Игр за пределы границ с помощью арсенала цифровых инструментов, пишет NYT.
С помощью ботов, поддельных аккаунтов, инфлюенсеров и других инструментов Китай смог выборочно редактировать то, как освещались события, даже за пределами страны, продвигая все, что поддерживает официальную, приятную историю о зимних Олимпийских играх, и пытаясь подавить все, что этому не соответсвует.
"Для Коммунистической партии Китая зимние Олимпийские игры неотделимы от более широкой политической цели создания национального имиджа страны", - рассказал Дэвид Бандурски, директор China Media Project, мониторинговой организации.
В Twitter, который запрещен в Китае, китайские государственные СМИ и журналисты, а также дипломаты пытались улучшить имидж Игр, рассказывая о местах проведения и умиляясь олимпийским талисманом. Китай также стремился влиять на онлайн-дискуссии более скрытыми способами. "Нью-Йорк Таймс" и ProPublica выявили сеть из более чем 3000 неаутентичных аккаунтов, которые, по-видимому, координировали продвижение Олимпийских игр, например, делясь сообщениями государственных СМИ с идентичными комментариями. Такие аккаунты, как правило, создавались недавно с очень небольшим количеством подписчиков, размещали в твиттере в основном репосты и ничего собственного и, по-видимому, действовали исключительно для усиления китайский позиции.
Некоторые из их усилий были сосредоточены на аккаунте под названием Spicy Panda, который размещал мультфильмы и видеоролики, чтобы противостоять призывам к бойкоту Олимпийских игр. В одном мультфильме Панда обвинила Соединенные Штаты в том, что они используют “свое обманчивое пропагандистское оружие, чтобы запятнать Олимпийские игры". Твит репостнули 281 раз, и - все с помощью поддельных аккаунтов. Помимо рекламы, посты Spicy Panda об Олимпийских играх почти не привлекли внимания.
Анализ сторонников Spicy Panda выявил 861 учетную запись, 90% из которых были созданы после 1 декабря. Первая волна скоординированных сообщений в аккаунтах выдвинула позицию Пекина о том, что выборы в законодательный совет Гонконга были законными, хотя критики назвали голосование фиктивным. Затем аккаунты переключили свое внимание на Олимпийские игры.
Spicy Panda, похоже, связана с iChongqing, государственной мультимедийной платформой, связанной с компанией, базирующейся в Чунцине, городе в центральном Китае. Аккаунты, которые делились постами Spicy Panda, часто делали то же самое с твитами аккаунта iChongqing. Другие аккаунты, похожие на ботов, продвигали хештеги, которые, казалось, были направлены на то, чтобы заглушить критику Китая. Они продвигали контент под такими хештегами, как #Beijing2022 и #TogetherForASharedFuture, официальным олимпийским девизом этого года. Некоторые аккаунты неоднократно публиковали твиты с идентичной формулировкой, например: “Проведение в Китае #Beijing2022 в соответствии с графиком повысило уверенность мира в победе над пандемией”.
Twitter сообщил в заявлении по электронной почте, что он заблокировал сотни учетных записей, идентифицированных Times и ProPublica, за нарушения правил манипулирования платформой и спама. В нем говорилось, что он продолжает расследовать связи учетных записей с информационными операциями, поддерживаемыми государством.
По словам Альберта Чжана, исследователя Международного центра киберполитики Австралийского института стратегической политики, даже официальный талисман Игр, Бинг Двен Двен, милая панда в костюме изо льда, стал предметом организованной кампании в Твиттере. По его словам, тысячи новых или ранее неактивных аккаунтов помогли талисману стать вирусным, что государственные СМИ Китая представили как свидетельство популярности талисмана и, как следствие, популярности Игр.
Информационное пространство внутри Китая мало чем отличается от тщательно продуманных мер, которые создали “замкнутый круг”, который строго изолирует спортсменов, журналистов и других участников от широкой общественности. В рамках “замкнутого цикла” официальной пропаганды государство тщательно следило почти за всем, что видели или читали обычные китайцы. Результатом стала Олимпиада, свободная от скандалов, критики или плохих новостей.
Когда мужская сборная Соединенных Штатов по хоккею играла с превосходящей командой Китая, игра не была показана на главном государственном телевизионном спортивном канале CCTV 5, а поражение со счетом 8:0 упоминалось лишь мельком в новостных сообщениях. Слайд-шоу государственных СМИ, посвященное соревнованиям по фигурному катанию среди мужчин, явно пропустило золотого призера Натана Чена из Соединенных Штатов.
Одна из крупнейших политических историй этих Игр также развернулась за пределами Китая: появление Пэн Шуай, профессиональной теннисистки и трехкратной олимпийки, которая произвела фурор, обвинив высокопоставленного лидера Коммунистической партии в сексуальном насилии над ней. Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах встретился с ней за ужином, как и обещал, когда глобальный протест по поводу ее судьбы угрожал омрачить Игры. Пэн выступала на соревнованиях по керлингу и фигурному катанию. Ничего из этого не было показано в Китае, где все ссылки на ее обвинения были стерты, включая более поздние приписываемые ей заявления о том, что ее неправильно поняли.