В предыдущих постах блога мы обсуждали самый главный инструмент родителя 21 века. Чтобы добиться послушания, выполнения правил, повышения успеваемости мы применяем по нашему мнению работающий инструмент. Раньше это были угрозы ремня и физических наказаний, то теперь дети получают запрет на экранное время. (читайте тут и тут ) Мы обсудили что происходит с ребенком в момент запрета на удовольствие. Напряжение растет, как только ребенок дорывается до гаджета он превращается в «падальщика», который без разбора готов есть сутками любой цифровой мусор. Назло. Такой механизм компенсации срабатывает. В жестких диетах то же самое. Более детально об этом в других постах рубрики.
Сегодня хочу пойти дальше и через небольшую теорию понять суть, чтобы вы смогли применить ее на практике. И получать другие результаты. Те, которые хотите, чтобы ребенок имел. Цели то родительские понятны.
Просто с одной дороги надо сойти, чтобы пойти по другой тропинке к тем же задачам, которые вы перед собой ставите. Бонусом, улучшение качества вашей жизни. Потому что вместо войны и постоянных конфликтов вы получите качественно другое взаимодействие со своим ребенком. И результаты, естественно.
Ребенок с гаджетами (особенно взрослеющий, у которого сформировано внутреннее «Я»), он как котенок, который играется с бантиком. Перед ним бантик, чем дальше мы этот бантик отодвигаем, тем сильнее он напрягается, входит в стойку, шерсть втает дыбом и вот он бросается на него со всей силой.
О чем котенок в этот момент может думать еще? Да не о чем, все внимание на бантике. И на том, что надо в любой момент быть готовым к рывку.
Вот это можно назвать фокусом внимания. То есть в центре сознания находится главный объект. Для ребенка поколения Z и Альфа это гаджеты.
Главный фокус внимания на телефоне, планшете и других устройствах. Этим постоянно занято их сознание. А мы пытаемся отодвигать бантик. Но это только поднимает шерсть котенка дыбом.
Если нарисовать какую то зону вокруг фокуса, то получится зона внимания ограниченного объема. Обычно это 4-6 элементов.
Что туда попадает?
Повседневные активности с которыми взаимодействует ребенок и которые так же дают какой то эмоциональный опыт.
Это школа, дом обучение и секции, общение с друзьями, общение с родителями, какие то планы, что ребенок хочет. В общем все, чем занято внимание ребенка помимо цифровой жизни.
Есть еще периферийное сознание, но мы углубляться не будем. Это отдельная тема.
Так вот сознание организует элементы опыта в группы. У ребенка есть движение по цифровому пространству. А есть - в реальной жизни.
Тут самое главное - не отрицать и не признавать злом, когда ребенок направляет все внимание, находясь в гаджетах. И не пытаться силком отодвигать бантик у котенка. Надо помогать ребенку своим удовольствием учиться управлять. Да бантик есть, да, когда будут сделаны все дела, я возьму и сосредоточусь на гаджете. Тут хорошо зайдут приемы тайм менеджмента, которыми родители пользуются сами. Утренний блок дел, дневной, дело дня, план на день, цели на неделю.
Да, есть возможность взять удовольствие. И так же я могу сосредоточиться и на остальных целях, которые передо мной стоят. И главное - перевести свой фокус внимания на другие задачи в конкретный момент времени. Самостоятельно.
Это навык, который нужно у ребенка развивать.
Тут можно добавить тему мультиэкранности, что внимание ребенка расползается на все устройства. Об этом есть пост.
Дальше продолжим обсуждать как учить ребенка управлять своим вниманием. Я надеюсь, что понимание, почему он не делает уроки, к вам пришло. Если нет, то детальное объяснение будет в следующих постах.
Следующий пост по этой теме тут
Истории по проблеме цифрового поведения ребенка отправляйте на разбор uspeh.rebenka@yandex.ru. Так же присылайте истории по вопросу восстановления эмоционального контакта с ребенком uspeh.rebenka@yandex.ru
Пошаговая система: