Александр Иванович Покрышкин был вторым по результативности советским летчиком Великой Отечественной войны после Ивана Кожедуба. За годы войны он провел 156 воздушных боев и официально сбил 59 самолетов. Тем не менее самолет, который он сбил в своем первом бою, никогда не был включен в этот список. Дело в том, что первым самолетом Покрышкина был советский бомбардировщик Су-2.
Войну Александр Иванович застал в звании старшего лейтенанта на должности заместителя командира эскадрильи. В первый же день немецкого вторжения его аэродром подвергся немецкой бомбардировке. Самолет Покрышкина вместе с ведомым оказался в воздухе. И тут случилось непредвиденное. Над аэродромом пролетала группа советских бомбардировщиков Су-2 211-го бомбардировочного полка с аэродрома Днепр эскадрильи капитана Гузенко.
Покрышкин, на своем МиГ-3, пристроился к группе. Бомбардировщики были окрашены в черно-зеленые и желтые пятна. Солнце мешало хорошо рассмотреть тип машин. Да и сам Су-2 был новым самолетом. В составе военного округа, где служил Покрышкин было всего 24 таких самолета. В общем Александр Иванович решил, что перед ним немцы летят бомбить аэродром.
Покрышкин на своем МиГ-3 совершил крутой поворот, зашел в хвост крайнему левому на дистанцию около пятидесяти метров и открыл огонь. Самолет задымился и, разворачиваясь влево, пошел вниз. Покрышкин уже хотел переключиться на следующего, но тут выяснилось, что произошла ошибка:
"Этому достаточно", - подумал я. Развернул свой самолет на правый фланг группы. Делаю горку для атаки сверху... И тут оцепенел: на крыльях звезды...Что я наделал! Атаковал своего. Лечу рядом с группой и не соображу, что делать дальше. Увидев, как устремились на группу позже меня взлетевшие "миги", бросаю самолет наперерез. Покачиваю крыльями, подставляю себя под их прицелы, не даю никому стрелять". (Источник: "Небо войны". Александр Иванович Покрышкин).
По воспоминаниям командира звена бомбардировщиков Су-2, героя Советского Союза Ивана Ивановича Пстыго, по началу они были даже рады, что к ним пристроились два истребителя МиГ-3. Лететь под прикрытием было безопаснее. Пстыго в тот день тоже совершал свой первый боевой вылет.
Когда один из МиГов сбил командира эскадрильи и попытался атаковать самолет Пстыго, то тот начал покачивать крыльями, чтобы показать, что на крыльях звезды и самолеты свои. Только тогда МиГ понял свою оплошность.
Подбитый Су-2 совершил вынужденную посадку. Пилот капитан Гузенко остался цел. А вот штурмана Семенова спасти не удалось. Поскольку началась война и шли ожесточенные бои, командование 55-го истребительного полка решило не доводить дело до трибунала и позволило Покрышкину сражаться дальше. Первую победу над немецким истребителем Мессершмитт Bf.109. Покрышкин одержал уже 26 июня 1941 года.
За время войны он искупил свою вину за этот печальный инцидент. Но даже после этого прошлое все же напомнило о себе. Спустя много лет Покрышкин поступил в академию Генерального штаба. Там один из летчиков рассказывал истории о первых днях войны (как оказалось это был Иван Иванович Пстыго). Поведал он и о том, как в первый день самолет их эскадрильи был сбит советским истребителем. Покрышкин попросил повторить рассказ:
Пересказал снова. «Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он. «Шутишь, Саша?» «Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…» (из рассказа маршала авиации И.И. Пстыго. Источник: Кузьмина Л. М. Генеральный конструктор Павел Сухой).
Возможно, что желание искупить вину и сделало Покрышкина одним из самых результативных летчиков Великой Отечественной. Александр Иванович застал самые страшные дни войны. 3 июля его самолет был сбит и он четыре дня пробирался к своим. Совершал боевые вылеты в условиях постоянного отступления Красной армии. Позже он написал в своих воспоминаниях: "Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны".
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.