- Милый мой, я иду к тебе. Я иду, жди меня,- шептала, еле шевеля губами старая растрепанная женщина. Она лежала на кровати, подняв голову к потолку, а видела небо, где плыли легкие белые, как пух, облака и светило жаркое солнце. Взгляд ее, отрешенный от всего земного, тщетно разглядывал, что то в этой бесконечной, голубой дали.
Сын принес еду и хотел покормить мать, она лежала неподвижно, глаза открыты, на белесых губах играла улыбка.
Вчера приезжала в дом гостья, тетка Татьяна. Она редко бывала в гостях у бабушки Марии, которая вот уже добрых шесть лет, после смерти мужа, жила одна. Год назад сын перевез ее в свой дом. И приезд тетки обрадовал старую женщину. Татьяна, была давней подругой Марии и сестрой ее бывшего мужа Андрея. Она, как всегда, рассказывала последние новости. Бабушка с интересом слушала. Вдруг она вся напряглась и открыв рот, уставилась на подругу.
- а ты знаешь, мне ведь письмо пришло из Англии. Андрюшка то помер, царство ему небесное, да упокоится с миром он в далекой стране. Так и родной земли увидеть не смог, соколик, сгинул на чужбине, родименький наш.- тетка всплакнула, вытащила платок и промакнула им набежавшие слезы.
Мария сидела как статуя, она не слышала уже Татьяну, перебирая в голове страницы своей жизни…
Лето. Жара. В колхозе полным ходом идет заготовка сена. Молодые ребята лихо машут косами. Тут же с задорным смехом работают молодые девчата. Старый дед Пахом курит козью ножку и подмигивает Марие, которая подошла к стану напиться воды.
-эх, кабы не мои годы, я бы ух- кряхтит он.
-чтобы ты ух, старый ты пень, козью ножку в руках удержать не можешь, а то же ухает здесь.- отзывается из под навеса его старуха. – пойди лучше воды еще подвези, скоро обед , а воды почти нет.
Мария медленно пьет холодную колодезную воду, которая тонкой струйкой стекает по ее подбородку и капает на кофту. Не успевает поставить кружку на стол, как ловкие сильные руки подхватывают ее и красивый молодой парень допивает остатки воды. Его руки коснулись руки девушки. Она смущена, щеки и без того румяные от работы, краснеют еще больше. Тук, тук, тук- словно молот стучит в ее сердце. Как же люб этот парень ее сердцу, как будоражит ее его пытливый взгляд. Она убегает к подружкам и он, смеясь, пытается догнать ее на лугу.
-эх, вот и еще одна пропащая душа- кидает им вдогонку старуха.
Молодость, молодость. Как прекрасна она незабываемыми летними ночами, поцелуями под старой яблоней, запахами свежескошенного сена и бликами воды на реке при лунном свете. Дыханием двух любящих сердец, упоительными минутами счастья, что врывается в нашу жизнь без предупреждения и меняют судьбу. Сколько описывают любовь поэты, но каждому свое запишет она в сердце калеными рубцами, которые зачастую горят всю жизнь, заставляя помнить и рассветы и закаты нашей первой любви, а раны от них не заживают порой до самой смерти.
Вот и Мария провожает своего любимого мужа Андрея на войну, крепко обнимает его в последний раз, сердце сжимается до состояния камня, но крепко держит она на руках сына. Голосит рядом мать, отец украдкой смахивает слезы и дает напутствие, не посрамить род Ковалевых. Бить врага до самого конца, не уступить супостату в борьбе. Рядом плачет его сестра Татьяна.
- братка родненький, только вернись,- причитает она за матерью.
И никто из них не знал еще тогда, что видят они Андрея последний раз. Закончилась война, пришли домой оставшиеся в живых односельчане. Только нет ее любимого, и год и второй идет, а она все не может поверить в его смерть. Ноет любящее сердце, но чувствует, что жив ее суженый и терпеливо ждет его, вглядываясь, на убегающую в поля дорогу, не идет ли он навстречу к ней.
Прошли годы, жизнь идет своим чередом, посватался к Марие добрый человек.
Григорий был высоким и красивым парнем, любил он Марию еще до войны, но не стал соперником своему другу. С болью в сердце уступил ему право счастья. Воевали друзья вместе, рядом, бок о бок, помогая друг другу в бою, деля последний кусок хлеба. Но однажды попали в плен и были отправлены в концлагерь. У Андрея было тяжелое ранение, и он попросил друга, не оставить Марию одну с сыном, если он сумеет выжить.
Григорий несколько раз пытался бежать, и одна попытка увенчалась успехом. трое пленных смогли достичь линии фронта, продолжили сражаться за Родину. Больше друзья не встречались.
По приезду домой он долго ходил к Марие. Но она верно ждала своего мужа, все надеялась на возвращение и каждый раз отказывала Григорию. Будущая свекровь пеняла сыну,- что ты, тебе молодых девок не хватает. Вцепился в бабу, да еще с хвостом. Зачем она тебе нужна. Вон, Светка Горюнина, кака гарна дивчина. Не чета этой. Ух злыдня. Приворожила парня.
Но, несмотря на неприязнь матери, вскоре свадьбу сыграли и молодые стали жить своей семьей. Сынок, тоже Андрей, рос в любви и заботе. Григорий оказался очень добрым, любящим, и работящим человеком. Любил жену безмерно. Жалел ее и оберегал. Мария подарила ему двух прекрасных сыновей и никогда ни чем не обижала мужа, но в сердце своем хранила память и любовь к Андрею. Ночами , когда все засыпали, она долго вспоминала его глаза, руки, губы, они как прежде, обжигали ее своим теплом. Где же ты, куда пропал, как смог затеряться в огромном мире, узнаю ли я, что с тобой стало. Думала она. И засыпая, шептала: милый мой, я тебя люблю.
Шел уже восьмидесятый год. В огороде размеренно бродили куры, Мария готовила обед под навесом. Она стала довольно полноватой, грузной, закутанная в платок, походила уже на настоящую бабушку. Ходила по двору степенно и неторопливо. Иногда утирала пот со лба уголком платка. Жарко. Горячий воздух от солнца и от печи. Сегодня должен приехать из города младший сын. После окончания института он работает инженером на заводе. А в конце недели приезжает домой навестить родителей и помочь по хозяйству. Вдруг резко залаял пес, у калитки стояла Татьяна и колотила кулаком по штакету.
-Танька, ты чего барабанишь? оглашенная, собаку только напугала.- заходи сама.- крикнула она ей.
Татьяна открыла калитку и направилась к столу. Она жила в соседнем селе, а значит, были очень серьезные новости, если она приехала в гости в такую жару.
- ой, Маруся, начала она причитать,- гости ведь у меня были. Не поверишь. Из самой Англии.
-о, господи, кто же это к тебе пожаловал, не сама ли английская королева? -хотела пошутить Мария.
-ты все смеешься, а ведь братка мой нашелся!- выпалила Татьяна.
Холодный пот выступил у Марии на лбу, ноги стали каменные и она осела возле стола прямо на землю. Сердце, отбивало молоточками : тук, тук, тук- словно, молот по наковальне. Она прижала руки к груди и только смогла сказать: ох.
Тетка подскочила к ней, и помогая подняться, подвела ее к лавке.
- ты как, сидеть можешь?
-да.
-Ты представляешь, вчера приехали ко мне гости, видные такие,- продолжала Татьяна и спрашивают. Ковалева Татьяна здесь живет? Да, говорю, туточки. А по какому вопросу она вам нужна. А мы от ее брата известие привезли. И письмо мне в руки подают. Ну я и давай читать. А пишет мне брат, что живет он в Англии. Хорошо живет. Семья у него и деток двое. Помнит о нас и жалеет, что сам не может приехать и встретиться. Пишет, что в плен попал во время войны и ранен был сильно. Но повезло ему, наши отбили их у немцев и попал он в госпиталь. Снова воевал и снова плен, только теперь освободили их англичане. Ну и предложили, если он перейдет на их сторону, то они окажут ему содействие в хорошем лечении. Он долго не думая согласился. Поправившись пошел работать в автомастерскую , понравился дочке хозяина, женился. Детей двое. А тут жена в путешествовать собралась. И доехала до нас. Это она и была.
-кто?
- жена его, с дочкой.
Марие не хватало воздуха, в горле пересохло, внутри жгло все, как каленым железом. Путались мысли. Хотелось прыгать от радости и выть волком. Чувства смешивались в один тугой спутавшийся клубок. Но мысль, что он жив, грела душу. Постепенно она успокоилась, пришла в себя и даже, как то легче стало внутри, словно огромный мешок упал с ее натруженных плеч.
- да, что с тобой, Мария?- дергала ее за руку Татьяна. – уснула, что ли. Говорю ж тебе, просит он фотку сына твоего.
-не дам.- твердо сказала, она, словно очнувшись.- Не дам портить жизнь сыну.
Кто помнит то время, знает, чем заканчивались связи с иностранцами. Тем более сын занимал определенный пост в милиции. И мать, понимая это, отмела все свои эмоции. Вытерла лицо и сказала.
-все , Танька, иди. Некогда мне тут с тобой.
И ушла в комнату. Непонимающая ничего Тетка даже обиделась:- тю. Я ей тут распинаюсь, рассказываю, а она бычится. Ну и сиди себе,- она плюнула на землю, резко развернулась и ушла восвояси.
Оставшись одна, Мария расплакалась, каталась от горя по полу, стучала кулаками, хваталась за голову. Как так, не понимала она, как он мог, бросить ее с ребенком, одну и устраивать свою жизнь в другой стране. Она ненавидела его жену, детей, войну. Потом, вдруг села и качаясь стала вспоминать их первые свидания, свадьбу, рождение сына, проводы на фронт. Она представляла, как он целует ее, обнимает крепкими руками, гладит ее волосы. Что уж говорить. В молодости она была красива, толстая коса до пояса, черные брови в разлет, алые губы. А теперь. Она старая женщина, с глубоко спрятанными чувствами, у нее семья, три прекрасных сына, и только иногда, когда приезжает в гости Андрей, старшенький, ей кажется, что она встречает своего любимого. Он так похож на своего отца. И лицо, и характер, и жесты. Все. Надо успокоится. Скоро приедет сын. И никто не должен знать, что происходит у нее внутри.
Так пролетали годы. И вот опять в гостях Татьяна, молчит. Думает о своем, она тоже постарела. Сидит у стола, держа огрубевшие руки на коленях и, вдруг, тихо говорит:
-а ведь его больше нет.- и тяжело вздыхая, замолкает.
Маруся, как будто ждала этого момента. Она быстро взглянула на Татьяну и улыбаясь сказала
- я знала, что его нет. Он приходил ко мне.
Проводив Татьяну, она прилегла на кровать.
Ей снился Андрей. Красивый, молодой, сильный. Он звал ее за собой на луг. И она бежала по высокой траве, с венком из пахучих трав и цветов, молодая и красивая, полная сил и нерастраченной любви. И никто в этом мире не мог их больше разлучить. ветер развевал ее длинные распущенные волосы, когда они вдвоем, рука в руке, взлетали в чистое голубое небо, которое через долгих 65 лет, навсегда соединило их вместе.