Найти тему

Художник, который использовал в работе лупы и рыбьи кости

Российский живописец, передвижник, уроженец Херсонской губернии, сын казака и переселенки из Сербии Иван Павлович Похитонов (1850 – 1923) подходил к созданию своих картин тщательно и скрупулезно. В ход шли тончайшие кисти, скальпели, мастихины и даже рыбьи кости, а крохотную деталь размером с ноготь мизинца (учитывая, что сами картины этого мастера невелики по размеру) он мог выписывать не один час и даже день. Случалось, что во время работы мастер надевал по две пары очков или брал в руки увеличительные стекла. И добивался потрясающего эффекта. Кажется, что эти полотна сочетают в себе европейскую утонченность и изысканность со славянской задушевностью и, возможно, тихой грустью. Творчество художника высоко ценили Лев Толстой, которого художник навещал в Ясной Поляне, и Илья Репин – он называл Похитонова чародеем. А Павел Третьяков приобрел для галереи около двух десятков его работ.

Поскольку художник был, как бы сейчас сказали, гражданином мира и умер за границей, а некоторые картины утеряны во время войны, большая часть творческого наследия оказалось доступной российскому зрителю лишь недавно – благодаря сохранившим ее потомкам Ивана Павловича.

Весенний день
Весенний день
Зимний пейзаж. 1890-е
Зимний пейзаж. 1890-е
Кот
Кот
Зимой. 1900-е
Зимой. 1900-е
Охотник зимой
Охотник зимой
Сад художника в Тро-Лоетт. Льеж
Сад художника в Тро-Лоетт. Льеж
Эффект снега
Эффект снега
Уборка картофеля
Уборка картофеля
Усадьба
Усадьба
В саду. 1904
В саду. 1904
Ла-Панн. Пляж. 1895
Ла-Панн. Пляж. 1895