Найти тему
Апполинария Гордиенко

Крым гора Клементьева: чем уникальна и почему хотят закрыть базу, основанную внуком Айвазовского? 90 лет она никому не мешала

Между Феодосией и Коктебелем есть очень интересная достопримечательность. Блогеры сюда не заглядывают, а зря. Сегодня расскажу, чем уникальна гора Клементьева. Не обязательно идти пешком - есть новая асфальтированная дорога.

Новая дорога
Новая дорога

Знаменитый Узун-Сырт (длинный хребет) виден издалека - 7 километров протяженностью, с идеально плоской вершиной. Ещё эту возвышенность называют горой Клементьева и она является родиной отечественного планеризма!

Всего 2 подобных места в Мире!

Таких гор всего 2 в мире - у нас в Крыму и в вторая в США. 268 метров над морем, покатые склоны, а у подножья раскинулась Баракольская долина с сухим озером. Озеро после дождей превращается в грязевое, а когда подсыхает - в пыльное.

Гора Клементьева
Гора Клементьева

Гора является барьером между горными отрогами Крыма и равниной с северной стороны. Именно такой рельеф создаёт уникальные возможности для циркуляции восходящих воздушных потоков, которые как будто омывают Узун-Сырт. Массы воздуха “упругие” и позволяют планерам долгое время парить.

Одним из родоначальников нашего отечественного планеризма считают внука художника Айвазовского - Константина Арцеулова (1891-1980).

В 1921 году К. Арцеулов шёл из Коктебеля в Феодосию с Максимилианом Волошиным, продемонстрировал писателю уникальное явление Узун-Сырта. Предложил бросить шляпу. Незримые потоки схватили головной убор и взмыли вверх. Волошин радовался, как ребёнок.

Здесь было поставлено множество мировых рекордов. Тут поднимали свои планеры выдающиеся личности: Антонов, Королёв и многие ещё.

Почему переименовали гору с тюрского языка?

С 1923-1935 под Феодосией прошли 11 слётов Общества друзей воздушного флота. Горой Клементьева хребет стал в 1924 году, когда молодой (28 лет) планерист Пётр Климентьев разбился, выполняя свой 23 полёт.

Узун-Сырт (гора Клементьева)
Узун-Сырт (гора Клементьева)

У пилотов начались проблемы

Примерно 30 лет назад на вершине стала появляться инфраструктура для безопасных и стабильных полётов воздушных спортсменов.

Где-то 10 лет назад стали говорить о массовой застройке вершины, пилоты заволновались. Решили взять природный объект под защиту и присвоить статус “особо охраняемая территория”. Гору спасли, как место для взлётов.

Но! Как я поняла, что при переходе из Украины в Россию гора осталась “природным парком”, а на месте таких особо охраняемых территориях не должно быть строений. А у лётчиков там капитальные строения - ангары для крупногабаритного и тяжелого снаряжения, моторной и безмоторной техники. Здесь же навесы, чтобы летом скрываться от палящего солнца, вагончики. В новых документах не указали парковку, зону стартов.

Тематическое кафе на горе Клементьева
Тематическое кафе на горе Клементьева

Т.е., те мероприятия, которые должны были гору сохранить, теперь препятствуют парапланеристам. Пилоты не имеют возможности завозить нужное оборудование к местам старта. Всего стартов 7, доступ остался только к одному. Пешком не донести оснащение на большое расстояние.

Супер вид на Коктебель и озеро Бараколь из окна кафе!
Супер вид на Коктебель и озеро Бараколь из окна кафе!

Что делать?

Нужны разрешенные подъезды, палаточный лагерь, чтобы пилоты, приезжающие в Крым из других регионов и стран могли круглосуточно находиться на горе. Воздухоплаватели хотят договориться с властями, чтобы остаться на горе и не ломать уже сложившуюся инфраструктуру.

Это я впервые лечу на параплане фото 2021
Это я впервые лечу на параплане фото 2021

Пилоты обеспокоены, просят “не обрезать им крылья”.

Крым
652,3 тыс интересуются