Между Феодосией и Коктебелем есть очень интересная достопримечательность. Блогеры сюда не заглядывают, а зря. Сегодня расскажу, чем уникальна гора Клементьева. Не обязательно идти пешком - есть новая асфальтированная дорога.
Знаменитый Узун-Сырт (длинный хребет) виден издалека - 7 километров протяженностью, с идеально плоской вершиной. Ещё эту возвышенность называют горой Клементьева и она является родиной отечественного планеризма!
Всего 2 подобных места в Мире!
Таких гор всего 2 в мире - у нас в Крыму и в вторая в США. 268 метров над морем, покатые склоны, а у подножья раскинулась Баракольская долина с сухим озером. Озеро после дождей превращается в грязевое, а когда подсыхает - в пыльное.
Гора является барьером между горными отрогами Крыма и равниной с северной стороны. Именно такой рельеф создаёт уникальные возможности для циркуляции восходящих воздушных потоков, которые как будто омывают Узун-Сырт. Массы воздуха “упругие” и позволяют планерам долгое время парить.
Одним из родоначальников нашего отечественного планеризма считают внука художника Айвазовского - Константина Арцеулова (1891-1980).
В 1921 году К. Арцеулов шёл из Коктебеля в Феодосию с Максимилианом Волошиным, продемонстрировал писателю уникальное явление Узун-Сырта. Предложил бросить шляпу. Незримые потоки схватили головной убор и взмыли вверх. Волошин радовался, как ребёнок.
Здесь было поставлено множество мировых рекордов. Тут поднимали свои планеры выдающиеся личности: Антонов, Королёв и многие ещё.
Почему переименовали гору с тюрского языка?
С 1923-1935 под Феодосией прошли 11 слётов Общества друзей воздушного флота. Горой Клементьева хребет стал в 1924 году, когда молодой (28 лет) планерист Пётр Климентьев разбился, выполняя свой 23 полёт.
У пилотов начались проблемы
Примерно 30 лет назад на вершине стала появляться инфраструктура для безопасных и стабильных полётов воздушных спортсменов.
Где-то 10 лет назад стали говорить о массовой застройке вершины, пилоты заволновались. Решили взять природный объект под защиту и присвоить статус “особо охраняемая территория”. Гору спасли, как место для взлётов.
Но! Как я поняла, что при переходе из Украины в Россию гора осталась “природным парком”, а на месте таких особо охраняемых территориях не должно быть строений. А у лётчиков там капитальные строения - ангары для крупногабаритного и тяжелого снаряжения, моторной и безмоторной техники. Здесь же навесы, чтобы летом скрываться от палящего солнца, вагончики. В новых документах не указали парковку, зону стартов.
Т.е., те мероприятия, которые должны были гору сохранить, теперь препятствуют парапланеристам. Пилоты не имеют возможности завозить нужное оборудование к местам старта. Всего стартов 7, доступ остался только к одному. Пешком не донести оснащение на большое расстояние.
Что делать?
Нужны разрешенные подъезды, палаточный лагерь, чтобы пилоты, приезжающие в Крым из других регионов и стран могли круглосуточно находиться на горе. Воздухоплаватели хотят договориться с властями, чтобы остаться на горе и не ломать уже сложившуюся инфраструктуру.
Пилоты обеспокоены, просят “не обрезать им крылья”.