Василий Васильевич Верещагин — настоящий странствующий художник.Творец, который воспринимал новые горизонты в жизни и творчестве как личные вызовы.
Таких как он всегда было и будет мало. Его натуре претили не только хоженые тропы, но и привычные живописные методики и приёмы. Буйные индийские джунгли, заснеженный русский север и поля сражений притягивали его как магнит. Он мог бы прославиться как великий пейзажист, не избери своей стезёй батальный жанр. Не ради прославления ратных подвигов, а для того, чтобы всеми своими творческими силами бороться с бессмысленной жестокостью. Не даром австрийским, немецким, французским и американским солдатам было запрещено посещать выставки живописца Василия Верещагина. Министры и генералы боялись, что нижние чины, познакомившись с творчеством мастера, осознают уготованную им незавидную роль, проникнутся идеями русского художника-пацифиста, и боевой дух армий пошатнётся.
Но даже те пейзажи, что были созданы Василием Васильевичем Верещагиным в качестве фона для основного сюжета картин, а также сохранившиеся студийные наброски и этюды, — говорят сами за себя. Столько монументальности и символизма, сочетающихся с правдивостью в мельчайших деталях! Столько невымышленной красоты в этих уникальных ландшафтах, увиденных глазами вдохновенного мастера и переданных кистью великолепного профессионала! Здесь обрели пристанище изящные приёмы, которым редко находилось место в рамках его «профильных» полотен. Воплощаясь в подвижности и взаимопроникновении границ и контуров;
в тихом мерцании цвета, сочетающего честную достоверность с чувственной выразительностью;
в неразрывности восприятия пейзажа как сложной структуры, где разные по своей природе и характеру явления и объекты оплетены сотнями как физических, так и эмоциональных взаимосвязей,
эти приёмы явно отсылают нас к работам импрессионистов. Дружба героя нашей статьи с Эдуардом Мане — лишнее подтверждение сходства их взглядов на мир.
Согласитесь, дорогой читатель: перечисленное выше — совсем не то, что мы с Вами привыкли видеть в исполнении художников-баталистов. Твёрдый характер и железная воля Верещагина сочеталась с точкой зрения завзятого романтика, готового искать, видеть и отображать всё новое и прекрасное. Мы ощущаем и понимаем его пейзажи как работы «очень «русского» по духу человека, способного с лёгкостью воспринимать иные культуры, мировоззрения и техники. Близкие и понятные соотечественникам, но вечно устремлённые за горизонт мечты. И навсегда оставшиеся актуальными, как сама тема бессмысленности вооруженного противостояния и бесконечной красоты нашего общего мира.
Автор: Лёля Городная