Каждый месяц, если не чаще, СМИ публикуют результаты опросов о доверии Президенту России и другим органам государственной власти. Наверное, для кого-то это очень важно. Поэтому тщательно обсасывается каждый процент изменения в ту или иную сторону, кто проводил опрос, какие методы статистической обработки использовались.
Если быть более точными, то про доверие к президенту в социологических опросах существует два схожих, но принципиально разных для социологов вопроса.
Первый, не более сложный для операторов колл-центра, чем любые другие. Респондентов просят назвать несколько политиков, которым они доверяют. Причем фамилии необходимо вспомнить самим. Естественно, вспоминаются политики, которые чаще всего упоминаются в новостных и пропагандистских телевизионных программах. Этим и объясняется строжайший запрет приглашать на телевидение и даже упоминать фамилии тех, кто особо неприятен и опасен для действующей власти. Понятно, что в ответах на этот вопрос с большим отрывом лидирует Владимир Путин.
Во втором вопросе необходимо ответить, доверяет ли респондент в целом деятельности Владимира Путина на посту Президента России. Вот здесь для операторов колл-центра, что называется «засада». После произнесения вопроса нельзя давать варианты ответа. Оператор должен по эмоциональной окраске ответа респондента сам выбрать один из вариантов. Если респондент без тени сомнения, с положительными эмоциями, примерами отвечает: «Да», «Конечно», «Разумеется», оператор отмечает «Безусловно доверяю». Если ответ с теми же словами, но менее эмоционально окрашенный, односложный, равнодушный оператор отмечает «Скорее доверяю». По таким же критериям (активности, эмоциональной окрашенности ответа «нет») оператор должен сам определиться, какой ответ отметить «Безусловно не доверяю» или «Скорее не доверяю». Если респондент начинает бормотать нечто невразумительное, говорит: «Я не знаю», «Да какая мне разница», «Да кто я такой, чтобы его оценивать», оператор может воспользоваться формулировкой: «Так вы скорее доверяете Путину или скорее не доверяете». Только если повторно не удается получить определенный ответ, оператор колл-центра может отметить «Затрудняюсь ответить».
Настолько подробно я осветила один единственный вопрос, который встречается во многих опросах, с двумя целями. От того, насколько четко оператор уловил (внимание!) интонацию ответа респондента, зависит оплата анкеты. Если проверяющий сочтет, что оператор ошибся в выборе ответа, анкета просто не зачитывается.
И еще. подумайте, представление власти о доверии населения себе любимой основывается на работе операторов колл-центра, которые, может быть, гарнитуру на голову надели вчера в первый раз. А контроль в таких опросах не тотальный. Вот и делайте выводы.