Ловля лосося троллингом популярна во многих странах. Для нескольких является культовой. В одной настолько, что вокруг сформировалась огромная индустрия, производящая весь перечень необходимого для этого технологичного метода ловли оборудования и снаряжения. В других популярных местах — это важная составляющая развития туристической сферы.
России, к сожалению, в этом списке нет. Хотя с точки зрения условий и потенциала акватория Балтийского моря в районе российского Калининграда мало чем отличается от соседних стран, у нас вместо развития всё чаще принимаются решения, скорее способствующие полному уничтожению зачатков того немного, что вопреки всему появилось сравнительно недавно.
Да и в целом отношение к троллингу в стране можно охарактеризовать, как однобокое и предвзятое.
Вот уже несколько лет относительно небольшое, но сплочённое общество любителей ловли балтийского лосося, проживающих в Калининграде, бьются за свои права. Пытаясь отстоять возможность легально ловить лосося. Противостоят им в этом, как водится: абсурдные правила, отсутствие логики в принятии решений, некомпетентность и апатия компетентных органов.
Обо всём по порядку.
Рыбалка в открытом море сама по себе специфична. И далеко не каждому доступна. Чтобы иметь шансы на поимку трофея необходим надёжный, оборудованный катер. С большим количеством снаряжения. Всё это стоит немалых денег и потому далеко не всякий рядовой рыболов может себе позволить.
Погодные условия, ветра, удалённость мест ловли от берега тоже сказываются. Кроме того, не все рыболовы легко переносят морскую качку.
Однако троллинг притягивает рыболовов возможностью поохотиться за действительно крупной рыбой в тех условиях, когда она в состоянии дать настоящий бой. Азарта добавляет удалённость от берега и необходимость буквально выслеживать рыбу на бескрайних просторах моря. "Рабочие точки" здесь совершенно не работают.
Троллинг в Балтийском море.
В каждой стране, имеющей выход к Балтийскому морю троллинг популярен. Есть свои клубы, свои популярные места. Исторически самые известные: датский остров Bornholm, шведский Simrishamn, Аландские острова и акватория в районе Хельсинки. Однако и остальное побережье в разное время привлекательно для рыбалки. Свои клубы есть в Германии, Польше и Прибалтийских странах. Наиболее популярен троллинг в Финляндии, Швеции и Дании. В каждой из этих стран проходят ежегодные турниры и соревнования по ловле троллингом. Самым популярным, известным, знаковым, собирающим наибольшее число участников (недавно турнир попал в книгу рекордов, собрав более 450 экипажей) – Trolling Master Bornholm.
Так же в этой среде сформировалась и получило развитие направление чартерной рыбалки и чартер-гидов. А в целом можно говорить об общем комьюнити всех увлечённых троллингом. Что, конечно, способствует развитию внутренней инфраструктуры и другим направлениям экономики.
С каждым годом наиболее активные и продвинутые троллингисты всё плотнее взаимодействуют с представителями науки. Делясь ценнейшей информацией о поведении лосося в море.
Яблоко раздора.
Калининградские рыболовы ограничены несколькими правилами и условиями. Например, допустимым удалением от берега. Оно связано, как с близостью госграниц. Так и допуском, в зависимости от класса маломерного судна. Здесь можно выделить три категории:
- прибрежный флот 2-мильной зоны.
- МС ограниченные шестью милями удаления от берега.
- И максимально допустимая двенадцатимильная зона.
Наиболее привлекательные и перспективные районы ловли находятся в диапазоне 6–12 миль. Из примерно 50 оборудованных для троллинга катеров базирующихся в Калининграде, на максимальное удаление могут уходить не более десятка.
Впрочем. Не это является проблемой.
- Нерестовый запрет. Он действует с сентября по 30 ноября. И, в общем, справедливо совпадает со временем нереста лосося. Но штука в том, что нерестится лосось в реках. А значимых лососёвых рек нет в Калининградской области. Сама нерестовая миграция проходит раньше и к сентябрю рыба, готовая к продолжению потомства, уже или в реках, или в районе устья. Следовательно та, на которую могут рассчитывать троллингисты не участвует в нересте в этом году.
Частые ветра и штормы ещё больше ограничивают и без того короткий сезон ловли. Время, когда есть шансы на поимку. В результате количество выходов в море даже самых активных рыболовов редко превышает 20. Чаще менее 10. В этой связи рыболовы надеются убедить власти расширить сезон ловли, открывая его уже в начале ноября.
- Суточный лимит. Норма традиционная и вполне разумная для большинства регионов. Более того, на большей части акватории Балтийского моря ввели жёсткие ограничения – 1 рыба заводского происхождения в сутки. У нас на удивление не так строго. На берег можно взять две рыбы, если длина каждой превышает 60 см. А разделения на "заводских" или "диких" нет вовсе.
Впрочем, и здесь море само является неплохим ограничителем. Чаще всего рыболовы не могут похвастать более чем 3–4 реализованными поклёвками за рыбалку. Редкие дни, когда их число может достигать 6ти. Куда чаще случаются вовсе пустые выходы. По примерным подсчётам за сезон калининградские троллингисты могут вылавливать всего около 500 особей лосося. (по нашим оценкам такое количество может быть поймано на просторах Онежского озера всего за одни удачные выходные, не смотря даже на полный запрет ловли лосося).
- Ограничение на количество удилищ. Именно это «нововведение» вызвало наиболее ожесточённые споры и негодование рыболовов. Кто-то в далёком кабинете решил, что 2 удилища на лодку – это вполне достаточно, чтобы добиться результата. Человек, очевидно, вообще не представляет о чём идёт речь. Что такое троллинг, какие это условия ловли. Глядя на катер с веером удилищ, может показаться, что лодка буквально прочёсывает акваторию. Однако в действительности это не так. И те 12-16 приманок, которые буксирует за собой обычный троллинговый катер ничто в сравнении, например, с динамичным обловом какой-то конкретной точки в пресноводном водоёме. Когда приманка раз за разом оказывается в поле зрения рыбы, до тех пор, пока та не атакует её. Особенно, если использовать современное рыбопоисковое оборудование.
Два спиннинга на лодку – это, по сути, завуалированный запрет. Или подталкивание рыболовов на нарушение закона. При этом мера не имеет прямой связи с воздействием на популяцию. Ведь только изъятие рыбы является безусловным фактором. Представим, что рыболов настолько удачлив, что ему и правда хватает двух спиннингов. Какая, в сущности, разница 12 их будет или 2, если есть чёткое ограничение на изъятие только двух рыб!?
По слухам такая мера связана с гипотезой о возможности поимки одновременно количества рыб равного числу удилищ на лодке. А коль лимит 2 рыбы, то и удилищ должно быть два! Это, конечно, полнейшая чепуха. Во-первых, сама статистика даёт ответ на вопрос о вероятности такого события. Лично я не не помню ситуаций, когда одновременно случалось больше 4х поклёвок. Да и такие - редкость. Но самое главное, ещё большая редкость - это реализовать каждую из них. Чаще всего лишь половина добираются до лодки.
Кроме того, правила не регламентируют поведение рыболова. Говорится лишь об изъятии 2х рыб. Что не исключает возможность отпускать остальных.
Этот вопрос является сегодня ключевым. Поскольку от него зависит куда повернёт троллинговый флот Калининграда. Продолжит ли он развитие. Уйдёт в «теневую зону», где отельные рыболовы будут находить «решение» с контролирующими органами "на месте". А кто-то просто оставит эту затею.
Пока не понятно, к чему всё это придёт. Некоторые компромиссные предложения сообщества рыболовов Калининграда были приняты местным ТУ Росрыболовства и представителями науки (АтлантНИРО). Как в части содержательной, так и обоснования. Но воз, увы, и ныне там. Поскольку финальные решения принимаются совсем в других кабинетах. Не имеющих прямого отношения к любительской рыбалке, где люди очевидно плохо себе представляют не только условия ловли, но и значение этого для региона, а может быть и страны в целом. Где, к сожалению, далеки от осознания и реального воздействия и значения рыбалки для региона и науки…
Почему важно развивать, а не рушить?
Рыболовы вкладывают большие деньги в возможность ловить рыбу. Приобретая оборудование, катера, моторы. Заправляя сотни литров горючего в баки. И само это уже положительно влияет на экономику. Производство и продажа всего снаряжения – это и налоги, и рабочие места, и в целом движение денег. Возможность ловить рыбу в легальном поле – стимулирует самих рыболовов развиваться, зарабатывать и тратить. И нет более мотивирующей рыбы для этого, чем лосось.
Развитие чартерной рыбалки сделали популярными несколько регионов Балтийского побережья. Места, куда обычные люди приезжали с целью поучаствовать в морской рыбалке. Что, конечно, способствует и развитию всей инфраструктуры. Ведь туристам необходимо где-то жить, где-то обедать и тд. Добавим к этому тот факт, что сезон ловли не совпадает с летним туристическим сезоном. А значит загрузка инфраструктурных объектов может быть обеспечена в традиционное для "пляжного отдыха" межсезонье.
С точки зрения науки троллинг тоже полезен. Дело в том, что поведение лосося в реке хорошо изучено и в общем «тёмных» пятен не так много. Известно время захода в реки. Известно, что рыба перестаёт питаться. Куда большее значение в реках имеет изучение первых лет жизни пестряток.
В море вопросов масса. Они касаются поведенческих моделей рыбы в зависимости от внешних условий. Температурных колебаний. Перемещения кормовой рыбы. Динамики роста рыбы. Течения и многих других. Рассчитывать на стабильный результат в рыбалке можно лишь анализируя ситуацию. Рыбу всегда нужно искать. Всегда нужно пытаться понять в какой зоне она будет находиться, но даже находя не всегда можно рассчитывать на результат. Троллинг – это всегда уравнение со множеством неизвестных.
Результаты троллингистов и их анализ даёт возможность моделировать поведение лосося. Активность. Периоды, когда он питается, а когда вовсе перестаёт реагировать на приманки. Как это связано с изменениями температуры воды. Как рыба перемещается в толще воды в зависимости от внешних факторов и реагирует ли на приманки находясь на большей глубине?
Только рыбалка может дать ответы на эти вопросы.
Следовательно тесное взаимодействие с отраслевой наукой, официальные отчёты о рыбалках могли бы здорово помочь в изучении поведения лосося.
При этом, конечно, ограничения необходимы. Но они должны касаться реального воздействия на рыбу, а не создания обстоятельств, при которых сам выход в море просто теряет смысл. Суточный лимит в том или ином виде – разумная мера ограничения. Правда вместе с ней необходимы и чёткие рекомендации о том, как обращаться с рыбой, если рыболов намерен отпустить её.
Одно море – одни правила.
Разграничение правил в зависимости от административных границ части моря само по себе странная схема. В море, как и любом другом водоёме - всё взаимосвязано. Лосось, которого ловят у калининградского берега нерестится в реках за тысячи километров от этих мест. Если там ему не дадут этого делать – здесь нечего будет ловить. Так же и, если всю популяцию переловят здесь – там некому будет нереститься.
В этой связи необходимо изучать популяцию комплексно. Отслеживать пути миграции и более чётко, а, главное, в целом прописывать лимиты и ограничения. Как в акватории моря, так и речных системах его бассейна. Только в этом случае система будет работать слаженно.
Хочется надеяться, что диалог между рыболовами, наукой, Федеральным агентством по Рыболовству, Минсельхозом и другими причастными структурами, включая и администрацию региона будет развиваться конструктивно. Стороны увидят важность развития любительского рыболовства. Экономически, социально и с точки зрения науки. Рыболовы же в свою очередь смогут не только легально ловить рыбу на понятных и разумных условиях. Но и открыто делиться результатами. Формируя общую базу для изучения поведения лосося в море, что сделает управление рыболовством более эффективным.
Друзья, буквально уже совсем скоро будет объявлено о сразу нескольких масштабных проектах, направленных на: восстановление популяции лосося и кумжи на Северо-Западе (в первую очередь Ленинградской области); программы исследований среды обитания и легализацию любительского рыболовства в этом направлении. Как единственно верный путь, способствующий развитию популяций и реального давления на браконьерство.
В этой связи! Большая просьба поддержать проект Pool, где все эти мероприятия будут активно освещаться.
Ваш "лайк", "репост", "комментарий" - тот посильный вклад в развитие, который по силам каждому. К сожалению, эта система устроена так, что требует конкретной реакции читателей.
Спасибо!
Дмитрий Матвеев || журнал "Pool"
фото из архивов автора (с)
Следите за новостями в Instagram