Найти в Дзене
InFocus

ДОНБАСС: «ВОЙНА УЧАСТВУЕТ ВО МНЕ…»

23 февраля на 5 канале ТВ будет повтор художественного фильма «Солнцепек», едва ли не единственной, яркой и честной ленты о событиях на Украине последних лет и судьбах людей, с этим связанных.

/«Солнцепек» ( реж. М. Бриус и М. Вассербаум, сценарий В. Измайлов. В главных ролях А. Бухаров, В. Ильин, А. Кравченко, М. Дахненко/

«Я не участвую в войне, война участвует во мне».  Так о себе словами поэта-фронтовика Юрия Левитанского мог бы сказать герой фильма «Солнцепек», вместе с женой и сыном пытающийся выехать из охваченной смутой Украины в Россию.

-2

На дворе май 2014, граница еще контролируется украинскими пограничниками, и семья застревает в окрестностях Луганска, не подозревая, что надвигается впереди. Даже столкновение в первых же эпизодах фильма с выпущенными на свободу новой украинской властью сбившимися в банду уголовниками, которые зверски расправляются с местными сельскими жителями, грабя их дома, не развеивают окончательно надежд оказаться в стороне от разгорающейся гражданской войны. А до перехода к полноценным боевым действиям остается по историческим меркам миг… Герой, прошедший Афганистан, его очень убедительно играет А. Бухаров, предчувствует это, но до последнего стремится уберечь от военного пожара семью…

А. Бухаров
А. Бухаров

Символично, что «Солнцепек» впервые показали по НТВ накануне 19 августа, потому что все происходящее там – прямое следствие распада СССР, о чем до сих пор встречаешь вполне серьезные заявления, будто он произошел бескровно. Пусть через тридцать лет, но сокрушительная волна именно того геополитического землетрясения настигла и Украину… Впрочем, о чем говорить, если даже гигабайты документальной военной хроники, последовательно запечатлевшие события на Донбассе, не останавливали какую-то часть российской публики слаженно годами твердить, что «ополченцы обстреливают сами себя»…

Вот и сейчас, после показа фильма М. Бриуса и М. Вассербаума, стали раздаваться те же самые голоса, что все это «наглая пропаганда», как будто и не было удара авиации по центру Луганска, подбитой из «града» маршрутки с пассажирами, ночного минометного удара по поселку Счастье, прямого попадания артиллерийского снаряда в школу и гибели детей.

Создатели «Солнцепека» практически безупречно следуют в сюжете картины хронике реальных событий начала того жаркого во всех смыслах лета, мастерски передавая в видеоряде атмосферу Южной России, благодатной земли, брошенной безумием националистов и амбициями дельцов от политики в топку братоубийственного конфликта.

Очень верно сказал о фильме после премьеры заслуженный журналист России Евгений Поддубный, который с самого начала войны был корреспондентом ВГТРК на Донбассе, что, несмотря на жестокие сцены и трагические развязки, фильм «учит порядочности и ответственности… учит не предавать и защищать», а те, кто обвиняет фильм в преувеличении преступлений украинских военных и националистов, неправы: здесь «даже некоторые трагические эпизоды не до конца раскрыты. Бывало и хуже. А вот мотивация убивать, момент, после которого говорить уже невозможно, показан очень хорошо».

В фильме есть слабые стороны, но «куда важнее идея, идеология. Куда важнее мораль. А ещё — очень важный посыл — добро побеждает зло, кем бы и чем бы это зло ни прикидывалось» — отметил Е. Поддубный у себя в Telegram.

Все, показанное в картине, так или иначе, было: и массированное использование украинской артиллерии для осуществления террора против мирного населения и гражданской инфраструктуры (да это и продолжалось все эти годы, несмотря на мониторинг ОБСЕ),  и каратели из нацистских добровольческих батальонов  с  их гестаповскими методами. Люди, которым посчастливилось выжить в плену у «Айдара» или «Азова» рассказывают истории куда страшнее, чем показанные в фильме.

М. Дахненко
М. Дахненко

Сильный и трагический образ в картине создает замечательный актер М. Дахненко. Служивший вместе с главным героем в Афганистане, его персонаж теперь оказывается по другую сторону переднего края: как профессиональный военный он едет из Киева готовить подогретую националистическими лозунгами молодежь в добровольческом батальоне к боям с москалями, якобы захватившими Донбасс. Но то, что он видит в этой насыщенной ядовитыми идеями бандеровщины и ненавистью среде, плен, драматические реалии осажденного Луганска, общение с бывшим однополчанином приводит его к полному жизненному краху.

Оставляет сильное эмоциональное впечатление эпизод с детским хором, репетирующим в школьном актовом зале под руководством пожилого учителя (В. Ильин) светлую песню-мольбу «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко»…

Обрывается прямым попаданием снаряда песня… А вскоре в яростном бою — и жизнь учителя, глубоко штатского человека, записавшегося в ополченцы, чтобы отомстить за убитых детей… С убедительной самоотверженностью исполняет в картине роль руководителя ополчения актер А. Кравченко, про него даже нельзя сказать, что он «исполняет роль», он живет в кадре. И, что самое ценное, нет в фильме по ходу развития действия ни натужного пафоса, ни тенденциозного псевдопатриотизма. «Солнцепек» создан в тональности докудрамы, и бережно следует ей практически во всех эпизодах. Даже там, где есть некоторые натяжки, как, например, в сюжете с украинским военным самолетом, везущим в Луганск разномастных наемников и сбитом ополченцами (кто не помнит — реальный случай), не воспринимаешь их разговоры, как неловкую выдумку сценариста: в добробаты со всего мира за легкой поживой тянулся разномастный полукриминальный сброд.

Хорошо, что удержались авторы ленты, соглашусь здесь со зрителями, от показа «высоколобых политиков с усталостью в мудрых глазах» с их интеллектуальными беседами о «Русском мире» или бойких телевизионных военных… «Так, вышли из леса несколько мужиков средних лет в камуфле… Ну, а что «ушли в закат» по желтеющей ниве в завершающих кадрах, «так это нормально… «Художественный прием». А еще лучше, что в картине не поддались моде, не скатились до голливудского боевика-стрелялки, обошлись без компьютерных спецэффектов, поэтому и фильм получился человечным, его переживаешь как собственную, не придуманную историю, задевающую сердце и душу. Тем более что боевые действия на Донбассе на линии разграничения в последние дня обострились до предела, не вошла в нормальное русло жизнь людей, доказавших свою верность России.

Кадр из фильма «Солнцепек»
Кадр из фильма «Солнцепек»

Конечно, подлинным памятником событий на Донбассе по-прежнему остаются страшные своей правдой и обыденностью войны, снятые военкорами документальные хроники противостояния на донецкой земле. Остается надеяться, что когда-нибудь они станут свидетельством на трибунале против допустивших это страшное бедствие. Фильм «Солнцепек» — в том же ряду свидетельств.

Людмила Лаврова

Читайте больше материалов на нашем сайте

СВО
1,21 млн интересуются