Продолжительность концентрации внимания сокращается, работа становится все более однообразной, а скука растет. Стоит ли беспокоиться Отделу кадров?
Звучит как сюжет французской артхаусной романтической комедии. Фредерик Денар работает в парижской парфюмерной компании, но у него мало обязанностей, и он находится в состоянии стресса и истощения. Поскольку он лишен обязанностей руководителя и ему даются отупляюще скучные задания, он убеждается, что цель его компании – утомить его до смерти, чтобы уволить его без компенсации. Вступиться за застенчивого, но причудливого милого коллегу, чтобы помочь разработать план…
Увы, но последняя часть действительно чистый вымысел. Хотя остальное – полная правда. Денар потребовал 360 000 евро (300 000 фунтов стерлингов) от Interparfums за «скуку», которая, по его утверждениям, привела к «эпилепсии, язве, проблемам со сном и серьезной депрессии».
Реальна ли «скука»? И насколько серьезно к этому следует отнестись Коммерческому Сообществу Великобритании? Многие предполагают, что очень серьезно. Уровни вовлеченности на работе остаются упорно низкими уже в течение некоторого времени. А эксперты утверждают, что проблема только ухудшается. Ранее в этом году данные показали, что один из пяти выпускников в настоящее время занимается работой низкой и средней квалификации, а в прошлом году Дипломированный институт персонала и кадрового развития (CIPD) обнародовал шокирующую цифру в 58,8% выпускников, занимающихся «недипломированной» работой - ситуация, которая значительно уменьшает их шанс использовать свои возможности по максимуму.
Так разве работодатели отвечают за то, чтобы обеспечить интересную и стимулирующую работу, а не просто «трудовую деятельность»? По закону работодатели обязаны только обеспечить «безопасное» рабочее место. Но, по словам Марка Бэйти, старшего преподавателя кафедры организационной психологии в Манчестерской бизнес-школе, это оставляет без внимания огромную важность степени заинтересованности сотрудников в успехе компании. «Фирмы, которые хотят максимально увеличить свою прибыль, должны знать, что мотивированные сотрудники работают упорнее», - сказал он.
«Проблема в том, что скуку сложно определить», - продолжает он. «Некоторые, которым нравится однообразная, так называемая скучная работа, совсем не скучают, в то время как другим она покажется адом». Это указывает на то, говорит он, что работодатели должны, по крайней мере, взять на себя некоторую ответственность, назначая нужных людей на нужные должности.
Для работодателей все еще больше усложняется с растущим числом доказательств, связывающих скуку со стрессом, беспокойством и здоровьем. Некоторые могут вспомнить библиотекарей, прославившихся как самые уставшие работники в 2006 году, именно потому, что их работа осуществляется в закрытом помещении, она монотонна и скучна. И все же, что могут сделать Отделы кадров для таких должностей?
«Скука является проблемой общества в той же степени, в какой и проблемой работодателей», - говорит старший преподаватель Мидлсекского Университета Элизабет Коттон, руководящая Проектом «Выжить на работе», записывающая рабочий опыт людей. «Людям говорят, что если они будут учиться, они получат хорошую работу ... Но с точки зрения отупляющей работы мы вернулись на 30 лет назад – раздавая людям шпаргалки в колл-центрах, а не позволяя им быть самими собой».
Коттон утверждает, что раскрытие последствий какой-либо работы, а не ее переоценка является хорошим первым шагом. Она признает, что возможность быть независимым ограничена в некоторых должностях. Но руководители должны поощрять это везде, где можно, например, давая больше независимости бариста в их взаимодействии с клиентами.
Фирмы пытаются признать, что на скуку стоит обратить внимание – некоторые более серьезно, чем другие. Прошлой зимой компания Thomsons Online Benefits увезла группу своих офисных программистов в Уистлер, Канада, на весь лыжный сезон и обнаружила, что их производительность труда выросла на 25%. Для получения немедленных выгод Atos ввела в свои колл-центры геймификацию.
«Для сотрудников очень важно иметь значимые взаимодействия на рабочем месте, а не чувствовать себя часть обезличенного конгломерата», - говорит Кандида Моттерсхед, Руководитель Отдела кадров Accenture’s UK and Ireland. “У нас есть более 50 виртуальных клубов и обществ для людей с общими интересами. Они дают сотрудникам возможность получить новый навык или провести время вместе со своими коллегами».
Для других искоренения скуки равномерно расширению прав и возможностей. Рассел Лонгмур, Генеральный директор Британского фонда качества, испытывает новое приложение Тотем – платформа в стиле Whatsapp, используемая сотрудниками для обновления информации о том, чем занимаются коллеги. «Мы пытаемся сказать людям, что работа это больше чем просто ваша трудовая деятельность; речь идет о том, чтобы быть цельной личностью», - говорит Лонгмур. «Мы хотим, чтобы люди разорвали оковы и наслаждались своей работой».
Клэр Пенсон является главой отдела по работе с людьми и соблюдению норм в контактном центре Love Energy Savings, получившем награду Лучший профильный специалист в 2016 году. Это награда является результатом того, что к скуке отношение более чем серьезное, - говорит Пенсон.
«Мы знаем, что скука оказывает вредное воздействие на психическое и физическое здоровье людей, разобщает и создает пессимистический настрой», - говорит она. «Поэтому мы стремимся создать разнообразие. Наряду со специальной группой, следящей за текущими событиями и мероприятиями по сбору средств, мы создали стену с граффити, комнату отдыха и выдаем на рабочем месте ваучеры за хорошее обслуживание клиентов. Мы стараемся работать в соответствии с подходом «мало, но часто», создавая веселую атмосферу.
Для некоторых в создании скуки на работе виноваты отделы кадров. «Я достаточно критично отношусь к работодателям, нанимающим людей за то, что они видят в них через два-три года в конечном итоге», - утверждает Дженнифер Мосс, автор книги «Открывая счастье на работе». Все это только создает скуку в настоящем; поскольку люди, пока они «ждут», заняты только бумагомарательством. Она добавляет: «Это также создает надежду, что работодатели несут ответственность за счастье людей. Скука это палка о двух концах».
Черная туча, появляющаяся на горизонте – это гиперстимулированное всегда готовое поколение Миллениума, входящее в мир труда. «Я прогнозирую массовый переход к занятости типа фриланс и подработка, если организации не создадут лучшие, более интересные способы работы», - признается Мосс.
Чтобы преуспеть в жизни, теренер Дженис Хэддон считате, что менеджеры и руководители Отдела кадров должны сосредоточиться на разработке должностных обязанностей людей так, чтобы те чувствовали, как они проверяются на прочность. «Зачастую мы забываем, что скука это не отсутствие активности, а недостаточная работа на пределе возможностей», - утверждает она. «Мозг это мышца, она должна сокращаться».
Тенденция к созданию более «холократических» рабочих мест, когда работники самоорганизуются и чувствуют в себе больше сил для развития своих ролей и типа проделанной работы, поможит решить эту проблему», - говорит Бэйти. «Несмотря на то, что все должны признать существование некоторой скуки, ключевой задачей является устранение рутины – вот что влияет на самочувствие людей», - говорит он.
ACCENT Language Center
Центр корпоративного обучения иностранным языкам