"Сегодня в Китае сосуществуют приверженцы нескольких религий. Главное место среди них занимает конфуцианство", - так считалось ещё в середине 20 века.
Если спросить, кто такой Конфуций, получишь ответ: мудрец.
Но само конфуцианство чаще всего называют религией.
Но был ли Конфуций религиозным деятелем? Нет.
Скажем более того: он не был даже религиозен!
Мало того, конфуцианство порицало интерес к сверхъестественному.
Конфуций жил две с половиной тысячи лет назад.
"Он не сделал политической карьеры, не одержал громких побед на полях сражений, не поразил мир гениальными открытиями и, будучи очень скромным, даже не оставил потомкам письменных поучений. Но ему удалось то, о чем может только мечтать каждый человек: слава о нем облетела весь мир". - "Конфуций. Великое учение".
Имя Конфуция стало символом мудрости Китая, о нем знают, помнят, память его чтут и называют величайшим Учителем всех времен.
Чем он занимался?
Кратко говоря, Конфуций занимался воспитанием учеников и хотел менять мир в лучшую сторону: так организовать всю социальную жизнь человека, чтобы она была благополучной и счастливой. К сожалению, у самого Конфуция было не много возможностей реальной практической деятельности. Поэтому весь свой талант он воплотил в обучение учеников.
Специалисты утверждают: Конфуций открыл человека. Он был учителем человечности в человеке. Он провозгласил: у человека нет лучшего призвания, чем осознать себя человеком и стать творцом культуры, той реальности, которая целиком и полностью создается людьми, которая напрямую не связана с потустороннем, с тем, что человек не видит и о чем не имеет понятия. Когда человек пытается осознать сам себя, в его жизни появляется Прекрасное, Возвышенное и Должное. И в этом смысле человек не уступает богам.
Конфуцианство как религия
В конфуцианстве никогда не было института церкви. Почему же его называют иногда религией?
Потому что по степени проникновения в душу человека и воспитания сознания народа конфуцианство выполняло функцию религии. Оно было настолько значимо, что сформировало на столетия и даже тысячелетия вперед стереотипы поведения. Именно таким образом конфуцианство проникло в жизнь каждого китайца в качестве эквивалента религиозного ритуала.
Но то, что Конфуций не интересовался религией не отрицает, что он был религиозен?
Это сложный вопрос.
В этом смысле Конфуций был агностиком: да, человек ощущает что-то невидимое и таинственное, но суть и смысл того, что он ощущает, настолько значительны, что постигнуть их человек не может.
Агностицизм - философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге. Для агностиков существование Бога, божественного или сверхъестественного неизвестно или непостижимо.
"Конфуция не занимала проблема происхождения мира. Он не размышлял ни над происхождением сущего, ни над проблемой конца света. Конфуция не интересовало происхождение человека, он не заботился о его будущем. Он не занимался ни физикой, ни метафизикой. Он допускал наличие иных существ, которые оказывают определенное влияние на живых. Однако полагал, что нам не стоит беспокоиться о них, во всяком случае не более, чем о прочих сверхъестественных вещах".
Конфуций полагал, что если человек не знает, как служить людям, то он тем более не может служить существам, находящимся по ту сторону бытия".
Эдвард Вернер "Мифы и легенды Китая"
И все же немного религия?
Некоторые все же относят конфуцианство к религии, к той, где высшим божеством считалось Небо - ориентация на добродетель. В качестве великого пророка в данном случае выступает не вероучитель, провозглашающий божественное откровение (мы помним, что Конфуций не любил говорить о вере в невидимое), а мудрец, который учил моральному усовершенствованию в рамках строгих этических норм.
В пользу того, что конфуцианство это одновременно "немного и религия" говорит то, что Конфуций, с раннего детства обожавший ритуалы, всегда участвовал в традиционных действах, поддерживающих культ предков. Поэтому считается, что главным объектом конфуцианского культа были духи предков.
Кроме этого, в ритуалах конфуцианства присутствовали культ земли и почитание верховного божества, легендарного первопредка Шан-ди. Но так как Конфуций считал, что исполнение древних ритуалов - важнейшая обязанность для того, чтобы в государстве был мир и порядок, эта часть жизни конфуцианцев может быть просто данью традиции и уважению к тому, что ввели в обиход предки, культ которых Конфуций поддерживал. О живой вере в эти догматы самого Конфуция почти ничего не известно.
А как часть философии конфуцианство относится к агностицизму
Агностицизм бывает двух видов:
Бывает агностицизм "равнодушный" к понятию Бога: есть Бог или нет, мне все равно. Я не против и не за. Я просто не знаю! Покажут, поверю. Нет - погожу.
Второй вид агностицизма таков: Бог есть, но человек о нем не может ничего достоверного сказать ни о Боге, ни о богах, если их много. Вся эта сфера сверхъестественного непостижима.
К какому виду агностицизма можно отнести мировоззрение Конфуция? Видимо, ко второму.
В итоге можно сделать вывод, что религиозное наполнение конфуцианства в целом отсутствует, - считают исследователи.
Вспомним, что главными задачами конфуцианства были:
достижение общественного мира, порядка в государстве, благосостояния семьи и воспитание добродетельного человека.
Индифферентная позиция Конфуция по отношению к религии и вере в сверхъестественное -
- мудрость зрелого человека, который уверен, что говорить о неведомом, изучать его, рассуждать о нем, не имея на то никаких оснований, - неразумно. Неведомое надо предоставить самому себе. Изучать неведомое надо начинать с постижения видимых явлений, именно на них направить все свои усилия. И только тогда, может быть, ты постигнешь таинственную суть неведомого. Но скорее всего в настоящей жизни человек эту суть не постигнет, и с этим надо просто смириться.
После смерти Конфуция
После смерти Конфуция его учение развивалось, ему уже более двух с половиной тысяч лет. За это время в конфуцианстве многое менялось, часть его осталась традиционной, второе направление теперь известно под названием неоконфуцианство.
Немного о неоконфуцианстве (просто для сравнения)
Это ответвление конфуцианства уже имеет прямое отношение к тому, что невозможно исследовать и доказать. В нем есть космологическое представление о Великом пределе Тай-цзи.
Космология - раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом.
Великий предел - это этап в циклическом развертывании мира (этап в эволюции космоса, Вселенной, в зарождении и развитии бытия мира).
Это предельное состояние бытия, наибольшее разделение на прошлое и будущее, начало времени и всех начал, причина выделения двух сил: инь и ян.
Схематическое изображение Великого Разделения сегодня всем хорошо знакомо. Но это уже не имеет никакого отношения к тому, чему хотел научить мир Конфуций и относится именно к той области неизведанного и не поддающегося изучению, о которой Конфуций никогда не хотел говорить.
Не претендуем на полноту знания и понимания, только исследуем темы, которые нам интересны.
Если вы заметили фактическую ошибку, то можете написать о ней в личном сообщении. Однако о мнениях мы с вами спорить не будем принципиально, потому что уважаем вашу позицию. Спасибо за понимание и внимание к каналу!
Текст: Милена Курганова