1. Фриганизм как взгляд на общество.
Тот факт, что многие из вас никогда не слышали этот термин - лучшее доказательство того, что пока потребительской революции не будет. Но число борцов с капитализмом постоянно растет и помимо коммунистов, хиппи, экоактивистов, антиглобалистов и сторонников Киотского протокола к ним присоединились достаточно своеобразные товарищи. Знакомьтесь, это фриганы.
Фриганизм - это идеология минимального потребления ресурсов. Изначально манифест фриганов касался "уродливой еды" - тех продуктов, которые еще можно съесть, но поскольку они отпугивали покупателей то оказывались на помойке. Движение, зародившееся едва ли не как показушное театрализованное действие для журналистов, которых таскали в туры по помойкам Нью-Йорка, постепенно оформилось в более глобальную идею. Фриганы идейно восстали против современной экономики, потому что потребительство предполагает замену устаревшей вещи. На свалку едут товары, не исчерпавшие ресурса (кто из вас не носил на помойку старые ботинки, в которых еще можно пахать на галерах, шахтах и в каменоломнях).
Фриганы в качестве источника продуктов питания и других материальных благ используют свалки, мусорные контейнеры и т. п. места. Зачастую, эти люди могут себе позволить поход в магазин, но не делают это по своим фриганским убеждениям. Кроме того, это движение наиболее распространено в богатых странах, где сортировать ящики с подпорченными фруктами дороже, чем выбросить на помойку. Места таких вбросов продукции и отслеживают фриганы.
2. Урон или польза?
Фриганы считают, что производство и потребление устроены нерационально. Общество не должно создавать излишки. Возможно, не фриганы нажали на спусковой крючок, но идеи рационального потребления раздаются теперь все чаще и они в значительной степени противоречат сути капитализма и современным экономическим воззрениям собственников бизнеса. Продажи должны расти, спрос не ослабевать. Сама природа человека, его растущие потребности создает новые рынки.
В 1908 году было продано 372 пылесоса Hoover. Сейчас эта индустрия переживает ренессанс (роботы пылесосы) и оценивается в 10 млрд. долларов, хотя у некоторых дома работают еще старые, советские изделия.
То же самое касается всей бытовой техники, мобильных телефонов, компьютеров, велосипедов. Современные индустриальные корпорации не оценят идею сократить потребление и производство.
Постепенно фриганам и их собратьям, осуждающим потребительскую распущенность, удалось обратить на себя внимание и вписать свои идеи в "зеленую повестку" многих стран. Все чаще получают законодательную поддержку инициативы, направленные на сокращение числа пищевых отходов. В Евросоюзе это стало официальной доктриной с 2012 года. Во Франции в 2016 году принят закон, по которому торговые сети должны жертвовать продукты на благотворительность, а не выбрасывать. Аналогичный законопроект готовится и в России, правда в его основе лежат налоговые послабления для торговых сетей. Никто не готов платить налоги с продукции, которая передается в благотворительные организации. Дешевле ее уничтожить.
Жизнь бытовых приборов тоже меняется. В Евросоюзе производители теперь обязаны ремонтировать технику в течение 10 лет. Это означает, что необходимо поддерживать выпуск запасных частей, больше заботиться о ремонтопригодности изделия.
На снижение количества отходов направлены и последние запреты выбрасывать телефоны, бытовую и компьютерную технику на свалки. В Европе они действуют давно, а в России вводятся с 1 марта 2022 года. Теперь нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры бытовую технику, системные блоки, жесткие диски, платы и компьютеры (включая планшеты и ноутбуки). Нарушителям грозят штрафы, для граждан от 1-2 тысяч рублей, для организаций – 100-250 тысяч рублей.
Чем ответят производители. если спрос будет замедляться? Российский бизнес на всех совещаниях по поводу новых ограничений всегда отвечает синхронно - мы поднимем цены. В конкурентной экономике этот тезис работает лишь отчасти, поскольку потребитель вооружен интернетом и хорошо умеет сравнивать ценовые условия.
Возможно, действительно, сейчас мы находимся в самом начале тренда на переориентацию рынка на более качественные и долговечные товары.
Смотри также наши публикации и подписывайся на канал.
- Кому россияне отдают долги в первую очередь: банкам или знакомым?
#потребление #еда #магазины #покупки #экономика #финансы #мусор #потребитель #торговые сети #экономия