Канта нельзя назвать верующим, но и атеистом он не был. Кант не отрицал существование Бога, но считал, что доказать его бытие человеческим разумом невозможно. Известно, что немецкий философ опроверг все пять доказательств бытия Бога Фомы Аквинского. Но, вместе с тем, в своей работе «Критика практического разума» Кант сформулировал нравственное доказательство существования Творца. О нем и пойдет речь в этой статье.
«Человек не мог бы быть свободным, если бы у него было лишь тело»
Итак, Кант приступает к доказательству существования Бога с известного вывода: в мире все имеет причину. Закон причины и следствия является одним из основных законов мироздания. Его суть заключается в том, что всегда есть причина, которая порождает последующие действия. Этому закону подчиняется все.
Таким образом, если предположить, что у каждого нашего поступка есть своя причина, то награждать за подвиг или наказывать за преступление нужно не самого человека, а «причину», которая вызвала тот или иной поступок. Однако же, к примеру, мы не высказываем претензии снегу, который лежит на улице и препятствует передвижению. Недовольство будет вызывать работа дворника, который по какой-то причине не выполнил своих обязанностей и не почистил улицу.
Получается, что дворник действует свободно – может совершать тот или иной поступок. Снег же этого делать не может. С другой стороны, если понаблюдать за поступками людей, можно усмотреть причины, по которым они принимают именно такое решение. Однако, несмотря на это, у каждого человека перед совершением любого действия есть время, которое дает ему возможность совершить свободный выбор и принять то или другое решение. Это и называется свободой.
Другими словами, там, где отсутствует свобода, отсутствует и ответственность, там нет ни права, ни морали. Таким образом, Кант утверждал, что не признавать свободу человека – это то же самое, что отвергать всю мораль.
Далее Кант рассуждает так: человек не мог бы быть свободным, если бы у него было лишь тело. В таком случае, мы подчинялись бы строгим законам мироздания и действовали бы так, как оно нам наказывает. Но факт свободы человека очевиден, говорил Кант. Если это так, следовательно, в человеке должен быть какой-то нематериальный элемент, не зависящий от законов мироздания. Этой частью является душа.
Бессмертие души и существование нравственного эталона
Факт о человеческой свободе приводит Канта к новым размышлениям. Если бы человек имел лишь тело и не имел свободы, то отсутствовала бы и мораль. Но, опираясь на существование свободы, мыслитель приходит к заключению о наличии в человеке нравственности, которая лежит в основе его внутренней природы. Такую нравственность Кант именует автономной.
Конечно, каждый может привести массу примеров, когда люди совершают добрые поступки, потому что получают за них материальную выгоду. И если человек не будет делать это добро, его ждет ответственность и наказание.
Вместе с тем каждый из нас знает и другие примеры, когда человек действует из своих внутренних побуждений. Например, когда один человек решает спасти кого-то от гибели, и гибнет сам. Что же заставляет его совершать такой поступок? Спасающий осознает, что он идет на большой риск. Подобные действия объясняются лишь наличием в человеке внутреннего источника морального поведения, говорил Кант. Таким образом, автономная нравственность есть в каждом из нас, как базовая программа, вложенная с рождения. И это программа срабатывает инстинктивно.
Наличие автономной нравственности в человеке приводит Канта к выводу о бессмертности души. К этому заключению мыслитель приходит так: наша врожденная программа (мы именуем ее совестью) постоянно диктует, как мы должны поступать в соответствии с неким общим моральным эталоном. Однако может ли наша внутренняя программа требовать от нас, чтобы мы действовали так, а не иначе, если человеческая душа смертна и не совершенна? Определенно, нет. Поэтому, по словам Канта, из существования нравственного эталона следует и бессмертие человеческой души.
Наконец, Кант подходит к своему главному доказательству. Наша внутренняя программа подталкивает нас не только нести в этот мир добро, но и содержит в себе чувство справедливости, согласно которому высоконравственному человеку непременно сопутствует счастье. Это чувство присутствует в каждом человеке. Но всегда ли в жизни торжествует справедливость?
Кант замечал, что если в земной жизни справедливость не достигается, значит, она происходит за гранями нашего мира. Отсюда можно предположить наличие существа, которое возвышается над нашим миром. И это существо является не только Творцом этого мира, но и источником моральных норм. Так, Кант пришел к выводу, что справедливость существует только при существовании Творца. А врожденные чувства движут поступками человека. Человек осознает, если он совершает поступки, достойные награды, то она его непременно отыщет.
Впрочем, и само нравственное доказательство Канта не единожды подвергалось критике, что еще раз подтверждает мысль философа о том, что доказать бытие Бога человеческим разумом невозможно. Сам же Кант говорил, что ему о существовании Бога свидетельствуют лишь две вещи – это звездное небо над головой и закон справедливости в нас.