«Вторая половина 19 века, Невский проспект, Петербург. Аничков дворец, а вдали виднеется Александринский театр. По дороге едет открытый экипаж, а в нем, одетая по последней моде, молодая женщина». Так, в нескольких предложениях, можно описать то, что изобразил на картине под названием «Неизвестная» художник Иван Крамской.
Но чей же это портрет? Написав свой знаменитый шедевр, живописец оставил потомкам загадку, которую до сих пор никто не разгадал. Эта картина самым мистическим образом объединила судьбы двух императоров – Александра I и Александра II, двух поэтов – Пушкина и Блока, двух писателей – Толстого и Достоевского, а также дочерей самого Крамского и коллекционера Третьякова.
На выставке художников-передвижников картина произвела настоящий фурор. Посмотреть на нее пришел в буквальном смысле весь Петербург. Крамской так волновался, что появился на вернисаже только ближе к закрытию, и шумная толпа в прямом смысле несла его на руках.
Столичная публика оценила не только художественные достоинства картины, она стала настоящей «бомбой», да простят меня личности с тонкой душевной организацией за такое сравнение, «взорвавшей» все светские салоны.
В Петербурге были уверены, что на картине изображена Екатерина Долгорукова, вторая жена Александра II, в замужестве – светлейшая княгиня Юрьевская. Именно она могла ожидать у Аничкова дворца своего возлюбленного, поэтому и находилась в коляске одна, без сопровождения, что было весьма неприлично по неписаным законам того времени.
Критик Стасов называл картину «кокотка в коляске». Дама была одета по последнему писку моды, а в высшем обществе это считалось верхом неприличия: следовать модным тенденциям могли только содержанки или любовницы.
В общем, петербургскому обществу было, что обсудить. В разговорах, помимо любовных похождений Александра II, стало «всплывать» и имя Александра I. Красавец-император, известный своими амурными подвигами, был влюблен в грузинскую княжну Варвару Туркестанова.
Роман был бурным, но после рождения дочери, Александр охладел к своей фаворитке. Весть о внебрачном ребенке потрясла столицу: молодой женщине устроили настоящую травлю, и она, отчаявшись, приняла яд.
Безуспешно мать Александра I, императрица Мария Федоровна, сутками напролет молилась о спасении своей любимой фрейлины. Однако Варвара умерла в муках у нее на руках… Поговаривали, что, спустя много лет, увидев камею с портретом княжны, Крамской был так поражен красотой и трагической судьбой молодой женщины, что решил увековечить ее образ в своей работе.
Есть и несколько литературных версий прототипа. Ряд исследователей считали, что «Неизвестная» - это ни кто иной, как Анна Каренина. Произведение Толстого появилось как раз за несколько лет до картины.
Другие были уверены, что на портрете изображена Настасья Филипповна из романа Достоевского «Идиот».
Также существовало мнение, что неизвестная женщина была той самой Дуняшей, дочерью станционного смотрителя из пушкинских «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина».
При этом большинство специалистов придерживались мнения, что картина произвела такое впечатление на Александра Блока, что стала прообразом его знаменитой «Незнакомки». В народном сознании картина и стихотворение настолько переплелись, что «Неизвестную» очень часто называли «Незнакомкой».
Создавая картину, Крамской был уверен, что ее купит Третьяков, но коллекционер, впервые увидев картину, долго смотрел на нее, а затем резко, не сказав ни слова, покинул выставочный зал.
Возможно, в «Неизвестной» Третьяков узнал дочь Крамского Софью. Девушка расторгла помолвку с молодым врачом, представителем известной медицинской династии Сергеем Боткиным, а причиной расторжения была…дочь Третьякова Саша.
Софья Крамская потом все же вышла замуж за Германа Юнкера, как и отец, стала художником, жила в Петербурге. После революции помогала бывшим дворянам и офицерам, за что была признана врагом народа и репрессирована. Только в 1932 году Софья смогла вернуться в Ленинград, где через год умерла.
Сама же картина все-таки была приобретена Третьяковской галереей и стала ее гордостью. «Неизвестную» постоянно вывозят за рубеж, и особенно она полюбилась японцам, которые называют картину «русской Джокондой».
Портрету почти 140 лет, но он по-прежнему завораживает, и неважно, смотрит ли «Неизвестная» с оригинальной картины, с конфетной коробки или открытки. Она навсегда осталась символом неразгаданной красоты русской женщины.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii