В школе я терпеть не могла математику. И, когда было принято решение, что наши дети будут на семейном обучении, «как учить математике?»- был основной вопрос. До школы у нас были Игралочки Петерсон. Яркие, разнообразные задания, ребёнок выполнял их с удовольствием. Я бы и сейчас начала с них (они рассчитаны на детей от 3 до 6 лет).
Я начала много читать, искать, нашла, конечно, уроки Русской Классической Школы. Просмотрела много часов их семинаров для учителей начальных классов о преподавании арифметики, исписала полтетрадки конспектами и начала практиковаться на старшей дочке Соне. Трудно быть старшим. Бугагашеньки😸
Так вот экспериментальным путём мы выяснили, что первый класс по арифметике Пчёлко (в переизданной версии РКШ) прошёл прекрасно.
А вот во втором началось - зевающий на уроках ребёнок говорил мне: «Мам, мне скучно» и всем своим видом показывал, что мы занимаемся какой-то ненужной ерундой. Я решила брать на уроки советской арифметики материалы из других пособий. Оказалось, что Соне, как девочке очень творческой, нравятся стихи о таблице умножения, какие-то совершенно собственные сравнения, ассоциации, рисунки. Может, мамам таких творческих персоналий😸подойдёт ещё книжка Шкляровой «Как я учила мою девочку таблице умножения» и всевозможные раскраски с примерами на умножение.
Конечно, я понимала, что Соня может просто выучить таблицу путём многократного повторения, но если способы поинтереснее, почему бы ими не воспользоваться.
Мы начали больше играть, например, я взяла урок из видео - «Как выучить таблицу умножения» с ютуб-канала Ирины Александровны (канал - «Просто о сложном»)
История с конвертами и карточками Соне отлично зашла, ещё мы играли в Домино на умножение и деление. Домино я делала сама, есть на пинтересте, или может ещё где-то, нужно просто скачать, распечатать, разрезать и можно раскрасить с ребёнком. Игра готова!
Многие уже знают игры от Банды умников. Можно просто зайти в их группу в контакте и в поиске по стене написать - «умножение». Выйдет много вариантов. Я ещё подписалась на их бесплатную рассылку о том, как легко выучить таблицу умножения.
Ниже ещё несколько книжечек с разными заданиями на таблицу умножения. Потому что разнообразие Соню очень вдохновляло, она прямо хлопала в ладоши, видя новое пособие на уроке.
Второй класс мы прошли, разбавляя учебник играми, а к середине третьего я поняла, что с советской арифметикой вообще аут🙈. Соня очень старается, и долго пишет бесконечные столбики примеров, но уже приближается тот момент, который был у меня в школе - легкая тошнота от всей этой скукотищи и однообразия. Я поняла, что несмотря на мое восхищение самой методикой - последовательность изложения, учет возрастных особенностей, принцип природосообразности, активное включение наглядно-образного мышления и наличия других плюсов, мне тоже скучно.
Я сама скучаю от вида этих однотипных задач, где одна баржа сплавляла брёвна для строительства дома, а другая везла мешки с цементом на завод, от похожих друг на друга как две капли воды столбиков примеров. Как педагог, понимаю прекрасно, зачем это нужно. Но нам СКУЧНО. И я решила срочно предпринимать какие-то действия, менять пособия. Начался снова поиск. Очень выручили в тот момент книжки Вячеслава Махрова "Математические задачи-сказки"и другие из той же серии и "Понятная математика с Кристен Даль и Свеном Нурдквистом" (брали в библиотеке, может, где-то есть эл.версии). Соня немного повеселела, Богдан с удовольствием рисовал фракталы и считал, как стать миллионером за 10 дней😸. Вернулось оживление на наши уроки математики.
Я снова обратилась к учебнику Петерсон, ещё раз пролистала, открыла методичку, нашла учебники Гейдман, поизучала, как там подаётся тот же материал. И в общем, остановилась на том, что некоторые темы мы берём из Гейдман, некоторые из Петерсон, а что-то из Пчелко. У Петерсон в третьем классе изучается теория множеств, я ее пока не беру, поэтому начинала сразу с 20 урока. У Гейдман есть просто очень веселые и уморительные задачки с героями из любимых детских книжек, читая их, я вспомнила «Задачник по математике» Остера, достала его с полки и положила на наш учебный стол. Теперь передо мной стоит задачи все это грамотно скомпоновать. Я с ней справляюсь, мне так удобно. И главное, у ребёнка вновь загорелись глаза.
Что ещё я применяю на уроках математики? Вот такие книжечки Жени Кац «Нескучная математика", "Математика Дракоша" "Математика Дино" "Математика плюс" (все они есть для каждого года обучения).
Иногда даю задачи на комбинаторику Истоминой ("Учимся решать комбинаторные задачи") и пользуюсь пособием Е.Е. Останиной "Секреты великого комбинатора"
Кстати, важный момент! Со вторым ребёнком, сыном Богданом, который просто очень любит математику, хорошо заходит все!!! И Пчелко, и Гейдман и Петерсон, и все игры. Что ни возьми, ему все нравится. Он сам придумывает для себя задачи, считает расстояния до стран и городов по карте, рассчитывает дороги, размеры домов, которые собирается строить и тд. Это просто другой склад ума, по-иному работающее внимание и совсем другие интересы. Вот когда это есть, то, естественно, не нужны танцы с бубнами, бери любой учебник и успевай только подкидывать дровишки в этот огонь, алчущий знаний, в виде олимпиадных задачек, примеров со звездочкой и тд.
А когда ситуация как с Соней, может, кому-то будет полезен мой опыт.
Ещё пример веселых задач - книжки Марка Беденко. Нетривиальный сюжет, неожиданные темы.
Зубастые задачки" и "Я изобретатель" от издательства Клевер тоже разнообразят математические будни.
Делюсь опытом нашего семейного обучения в своём Инстаграм. Ссылка в описании профиля
#семейное образование #математика 1 класс #математика для детей #учиться легко #учимся играя #начальная школа #начальные классы #учитель начальных классов