Скорбь - это опыт , через который почти каждый проходит в какой-то момент своей жизни. И это то, что мы часто не можем контролировать.
И дело не только в людях. Существует множество свидетельств, хотя и неподтвержденных, что другие млекопитающие, особенно приматы, держатся рядом со своими мертвыми родственниками - даже носят их с собой какое-то время, прежде чем погрузиться в период депрессии.
С точки зрения эволюции, если бы горе не помогало, оно давно бы было выведено из нашего вида. Тогда настоящий вопрос заключается не в том, почему мы скорбим, а в том, какой цели это служит?
Стадии горя
Люди часто говорят о «стадиях горя». Наиболее известна модель «пяти стадий», в которой стадиями являются отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Для многих, работающих в области психологического консультирования в связи с утратой, этапы горя сейчас представляют не более чем исторический интерес, поскольку эти этапы рассматриваются как слишком жесткие и недостаточно индивидуализированные - горе не проходит в фиксированных стадиях, и каждый чувствует и переживает горе по-своему.
Фактически, большая часть того, что мы понимаем о горе сегодня, принадлежит психологу, разработавшему теории привязанности - Джону Боулби . По сути, теория привязанности фокусируется на «психологической связи между людьми».
Теория рассматривает качество интимных связей, которые мы устанавливаем в течение нашей жизни, уделяя особое внимание отношениям между родителями и детьми. И кажется, что горе - это обратная сторона этих очень близких привязанностей, которые мы, люди, способны сформировать.
Каждый родитель знает об оглушительном протесте со стороны ребенка, когда оставляют его одного. Если родители быстро вернутся, то мир и спокойствие ребенка будут восстановлены. Боулби пришел к выводу, что такое поведение эволюционировало для того, чтобы держать младенца поближе к родителям и в безопасности от хищников.
Если по какой - либо причине родитель не может вернуться, Боулби заметил, что после продолжительного протеста ребенок становится замкнутым и впадает в отчаяние. Колин Мюррей Паркс, гуру теории и исследований утраты и коллега Боулби, заметил сходство между этим поведением и горем.
Наука о горе
Джон Фредерик Уилсон, консультант по утрате и исследователь, видит это в своих клиентах. Сначала они кричат в знак протеста, но со временем начинают отчаиваться, понимая, что их любимый человек ушел навсегда.
Горе - это не только умственное переживание. Оно также имеет физиологический эффект, так как может повышать уровень гормона стресса кортизола. Это может объяснить, почему многие из его клиентов испытывают стрессовые реакции в форме панических атак, особенно если пытаются сдерживать свои эмоции.
Современные методы нейробиологии позволяют нам видеть горе в режиме реального времени. На снимках МРТ область мозга, называемая прилежащим ядром, которая светится, когда мы с любовью говорим о своих близких, также светится от нашего горя из-за их потери.
Эти центры вознаграждения в нашем мозге, которые делают нас счастливыми вместе, связывают нас, заставляя нас грустить, когда мы врозь. В этом смысле биологи-эволюционисты предположили, что фаза протеста горя длится достаточно долго, чтобы мы могли искать любимого человека, и в то же время достаточно коротка, чтобы отстраниться, когда надежда потеряна.
Далее следует фаза отчаяния, форма депрессии, которая может отдалить нас от того, кого мы потеряли. Это избавляет нас от истощающих энергию и бесплодных поисков их. И со временем эмоциональная отстраненность позволяет нам искать нового партнера для размножения. Было также высказано предположение, что как протест, так и отчаяние могут способствовать сплочению семьи и племени, а также чувству общей идентичности через акт общего горя.
Изменившийся мир
Большинство людей связывают горе с потерей кого-то, кого они любят, но на самом деле люди могут горевать по самым разным причинам. По сути, знать, чего ожидать, и чувствовать себя в безопасности и стабильности важно для нашего выживания, поэтому, когда в нашей жизни происходит потеря, наш мир меняется и переворачивается с ног на голову.
В работе с горем и травмой это известно как «теория предполагаемого мира». Перед лицом смерти и травм эти убеждения разрушаются, и дезориентация и даже паника могут войти в жизнь пострадавших.
Жизнь делится на две половины - до потери и после потери. Мы скорбим о потере безопасного и знакомого, и кажется, что все уже никогда не будет прежним. Потеря любимого человека вызывает как горе разлуки, так и потерю нашего предполагаемого мира, частью которого они были.
Но со временем мы адаптируемся к нашему новому миру. Мы заново познаем мир, измененный нашей потерей. Действительно, одна из привилегий работы с горем заключается в наблюдении за тем, как многие клиенты учатся и растут на этом опыте и выходят из своего горя лучше подготовленными к тому, чтобы справляться с будущими потерями.