Он был чудесный! Плюшевый, приятный на ощупь, мягкий. Его можно было таскать везде с собой за лапу, обнимать, усаживать рядом обедать. Правда, до стола он не доставал, даже его девочка сидела за столом не просто на стуле, а ещё и на толстенном Толковом словаре Ожегова, чтобы доставать до тарелки. Поэтому медведя кормили ложкой из его маленькой тарелки. А потом умывали. Хорошо, что потом медведь стал есть ненастоящую, пластмассовую, кашу, уже из кукольной ложки, каша была к ней приделана. Кукла Алёнка была доброй девочкой и щедро делилась с медведем своими обедами, завтраками и ужинами.
Медведь читал вместе с девочкой книжки, ходил гулять, рассказывал ей сказки и даже пел колыбельные песни. Он их выучил, когда мама пела девочке, укладывая её вечером спать. Для колыбельных песни были весьма необычные: «Прощальная комсомольская» (она начиналась так: «Дан приказ: ему – на запад…», «Мальчишки» («Рисует узоры мороз на оконном стекле…»). Девочка до сих пор все эти песни помнит.
А ещё медведь любил слушать вместе с девочкой радиолу – большую такую махину на тонких ножках. Туда можно было поставить пластинки или крутить ручку настройки, чтобы сквозь помехи отыскать две любимые девочкой и её бабушкой передачи – «Найти человека» и «Встреча с песней». А из пластинок они больше всего любили слушать Майю Кристалинскую. Медведь с девочкой сидели и слушали, а бабушка вязала крючком.
Девочка потом тоже научилась у бабушки вязать, но для медведя почему-то не вязала. Для него шила мама девочки, когда пошла учиться на курсы кройки и шитья. Там задавали сшить маленькие образцы настоящих изделий, и медведь с куклой обзавелись целым гардеробом. Особенно медведь полюбил длинные полосатые шаровары. Уже потом, много лет спустя, он носил их, не переставая, потому что с возрастом из медведя стали сыпаться опилки, даже когда он просто сидел и ничего не делал.
Девочка росла, и все её игрушки отдавали младшей сестре. Но не медведя. Он был не просто игрушкой, он был память. Об Урале, где родилась и жила в первые пять лет своей жизни девочка. О бабушке, которой не стало, когда девочка пошла во второй класс. О детстве.
Однажды девочка (ну для медведя-то она всегда девочка, они же почти ровесники, а он совсем не меняется!) пришла работать на фабрику игрушек «Весна» и увидела в музее истории фабрики альбом с фотографиями игрушек, которые делали на предприятии в 50-е – 60-е годы. Среди кукол, лошадок и коров она увидела фото своего медведя! Она принесла его в музей, на фабрику, и у медведя началась совсем другая жизнь. Он стал звездой. Медведя начали снимать в кино и фотографировать для книг и календарей. Он съездил на выставку в Москву. В 2018 году – в год столетия российской игрушки – стал одной из лучших игрушек ХХ века. На протяжении четырех месяцев любой желающий мог проголосовать на сайте проекта «100 игрушек столетия», тем самым приняв участие в формировании рейтинга народно любимых игрушек. Двадцать игрушек фабрики «Весна», выпущенных в разные годы, стали его победителями.
За одиннадцать лет, что медведь живёт на фабрике игрушек «Весна», его увидели почти семь тысяч человек, которые побывали с экскурсией на «Весне». А самое главное – у него теперь есть новая знакомая кукла. Они сидят рядом в витрине музея и абсолютно довольны жизнью!
Текст: Наталья Прищепёнок
Игры и игрушки, которые ищут себе нового друга: https://vesna.toys/