Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Влюблённые" (СССР, 1969) и "Военно-полевой роман" (СССР, 1983)

Влюблённые. СССР, 1969/1970. Режиссер Эльёр Ишмухамедов. Сценарист Одельша Агишев. Актеры: Родион Нахапетов, Анастасия Вертинская, Рустам Сагдуллаев, Гюзель Апанаева и др. 20,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Эльер Ишмухамедов («Нежность», «Какие наши годы!», «Прощай, зелень лета») мастер поэтической кинолирики. Его герои влюбляются, расходятся, отважно вступают в борьбу со стихией и злодейством, плывут по бурным рекам на автомобильных камерах и, охваченные светлой грустью, бродят по пустынным улицам ночного Ташкента...

«Влюбленные» один из лучших романтических фильмов режиссера, в свое время тепло встреченный публикой и критикой. Главные роли в картине сыграли весьма популярные в те годы актеры Родион Нахапетов и Анастасия Вертинская.

Александр Федоров

-2

Военно-полевой роман. СССР, 1983. Режиссер и сценарист Пётр Тодоровский. Актеры: Николай Бурляев, Наталья Андрейченко, Инна Чурикова, Виктор Проскурин, Всеволод Шиловский, Александр Мартынов, Зиновий Гердт, Елена Козелькова и др. 14,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Есть фильмы, словно замкнутые сами на себя. Порой они глубоки по мысли, сделаны мастерски, филигранно. Но почему-то в силу тех или иных причин не вызывают отклика чувств. Их воспринимаешь рассудком. И есть фильмы вроде бы непритязательные по сюжету и форме, но захватывающие тебя целиком. А после сеанса они долго не отпускают душу теплотой щемяще трепетной волны. Для меня одним из них неожиданно стал «Военно-полевой роман».

Почему неожиданно? Дело в том, что автору удалось поставить не только, на мой взгляд, свою лучшую картину, но и создать редкое для кинематографа произведение, построенное по музыкальным законам. Это трудно, практически невозможно передать словами, но фильм неразрывно слит с музыкой. Причем, не только в смысле реально звучащих мотивов или фокстрота-рефрена самого Петра Тодоровского на прекрасные в своем строгом и проникновенном лиризме стихи Геннадия Шпаликова. Но глубже. В фабуле и композиции, в режиссуре и актерской игре ощутима музыкальная стихия. Точнее стихия бесхитростных «самодельных» песен бардов, традиций городского песенного фольклора. С его непременной любовью. Долгой разлукой. Новой встречей. Вновь вспыхнувшим чувством. Грустным аккордом невозможности возвращения прошлого...

Все это есть в мелодраматическом сюжете «Военно-полевого романа». Но есть и другое достоверная атмосфера времени 1940-х 1950-х. Точное, емкое изобразительное решение (оператор Валерий Блинов) с одухотворенно снятыми портретами главных героев. Николай Бурляев (Александр), Наталья Андрейченко (Люба) и Инна Чурикова (Вера) составили вместе отличное трио. В их игре драматические и мелодраматические ноты неуловимо переходят в комедийные и эксцентрические. В этом фильме исполнители чувствуют себя свободно, раскованно...

Да, это картина о любви. Но важное место и у темы соприкосновения, взаимовлияния двух разных духовных миров, возможности их сближения. Эта тема была у Тодоровского и в «Городском романсе». Но здесь она звучит особенно остро и тонко. Наталья Андрейченко играет как бы две разные судьбы и роли. В военном прологе женщину абсолютно, даже бесстыдно счастливую. Любящую и любимую. Правда, любовь была коротка ее комбат погиб в бою. Здесь, в начале 1950-х потухший взгляд, вульгарная бойкость разбитной продавщицы пирожков... И в то же время ни на секунду не покидающее ощущение затаенной надежды, желание спасительного чуда.

Этим чудом стала для Любы встреча с Сашей, когда-то безнадежно любившим ее на фронте. Николай Бурляев играет совершенное постоянство натуры своего интеллигентного героя, студента-«вечерника», работающего киномехаником в клубе. Александр женат на забавной в своем вежливом педантизме школьной учительнице (блестящая работа Инны Чуриковой), но встреча с Любой...

За обыденно привычным П. Тодоровский видит возможность максимально приблизить зрителей к своим героям. Так, чтобы исчезла грань между зрительным залом и экраном. Так рождается сопричастность к времени, к состраданию и любви...

Александр Федоров