По некоторым оценкам каждый год после просмотра фильмов около 50 млн. туристов «самостоятельно» выбирают для посещения места из понравившихся им фильмов. Конечно, этим пользуются некие силы, добавляя в фильмы сцены с рекламой туристических мест. Кто это и как это работает?
Пятикратный рост потока туристов: «Код да Винчи» (2006)
После выхода фильма по роману Дэна Брауна «Код да Винчи» (2006) часовню в Шотландии за несколько месяцев посетило 160 тыс. туристов, что в 5 раз больше обычного, причина – основное действие фильма происходит в часовне. За счет этого бюджет государства получил 3,2 млн. долл.
Через 10 лет в фильме «Инферно» (2016) экранизировали другой роман писателя, тогда ассоциация турецких отельеров публично выступала с надеждой, что данный фильм с местом действия в Турции привлечет в страну туристов.
«Трансформеры 4: Эпоха истребления» (2014)
«Трансформеры 4: Эпоха истребления» (2014): отель «Pangu Plaza» не просто так показывают
Многое подтверждается документами, например, «Китайская государственная туристическая компания» подала иск на «Paramount» за фильм «Трансформеры 4: Эпоха истребления» (2014) с требованием 27 млн. долл.
Дело в том, что кинопроизводитель не добавил сцену с логотипом компании, за которую заплачено 750 тыс. долл. Кроме того, фильме по мнению китайцев неправильно прорекламировали и другую китайскую компанию «Beijing Pangu Investment»: за 1,6 млн. долл. оговаривался показ отеля «Pangu Plaza» в Пекине, но хронометраж сцены не устроил инвесторов.
Десятикратный рост выдаваемых виз в Казахстан после фильма «Борат» (2006)
Не всегда управление людьми через фильмы запланировано, бывают и исключения.
Фильм «Борат» (2006) с сюжетным местом действия в Казахстане (на самом деле снималось в бедной деревне в Румынии) озадачил властей Казахстана отрицательным образом страны. Пресс-секретарь МИД Казахстана призывал кинопрокатчиков не показывать картину, но все изменилось, когда власти увидели влияние на турпоток: через 6 лет отчитались о десятикратном росте выдаваемых виз.
Кстати, на примере с фильмом «Борат» можно объяснить, как работает «черный пиар». Смысл технологии в том, чтобы рассказать что-то негативное о продвигаемом объекте. Казалось бы, это должно ототкнуть, но включается другой фактор – о продвигаемом объекте узнали, а значит, какая-то часть аудитории гарантировано в нем заинтересуется. По словам кинопроизводителя он выбрал именно эту страну потому, что о ней на Западе почти не знают, цели продвинуть туризм в Казахстан не было, но зрители о нем узнали, заинтересовались, и поехали посмотреть.
Преференции за съемки в нужной локации
Власти Невады (США) выдают денежные преференции кинокомпаниям, если они сняли не менее 60% фильма в их штате. Невада – это там, где находится город-казино Лас-Вегас, чем они окупают затраты, думаю, понятно.
Еще примеры, тысячи их
Фильм «Замерзшие» (2010) – на 37% повысил количество туристов из США в Норвегию.
По данным агентства по туризму Новой Зеландии, в 2019-м году каждый третий турист посетил хотя бы одно место, где снимали трилогии «Властелин колец» (2001-2003) и «Хоббит» (2012-2014).
Фрагмент фильма «Пляж» (2000) как-то подозрительно ни разу не похож на долгий и скучный рекламный ролик Таиланда с избыточными восхищениями
Драма Леонардо Ди Каприо «Пляж» (2000) популяризировала залив Майя на таиландском острове Пхи-Пхи-Лех.
Местность была закрыта для посетителей в 2018-м году после того, как зашкаливающая активность туристов нанесла ущерб экологии острова.
В 1996-м году исторический боевик Мела Гибсона «Храброе сердце» привел к увеличению посетителей монумента Уоллеса в Шотландии на 300%.
Фильмы про Гарри Поттера (2001-2022) минимум на 50% увеличили посещаемость мест в Великобритании, где они снимались.
«Миссия невыполнима 2» (2000) на 200% увеличила посещаемость Сиднейского национального парка.
Фильм «Троя» (2004) на 73% увеличил турпоток в город Чанаккале (Турция), рядом с которым проводятся раскопки древнего города Троя. И люди ехали туда, несмотря на то, что на самом деле фильм снимался в другом месте.
После фильма «Черная пантера» (2018) про вымышленную африканскую страну Ваканда на 55% выросло бронирование отелей вокруг аквапарка в США со схожим названием Wisconsin Wakanda Water Park.
Карты для кинотуризма
В 1996-м году Британская туристическая ассоциация выпустила карту Великобритании с местами съемок фильмов. Сейчас в продаже можно найти карту этой страны, где указано более 1 000 мест съемок популярных фильмов и телевизионных передач.
Послесловие
Вышеописанное хорошо иллюстрирует принцип «что показывают, то и рекламируют». Зритель может не догадываться о рекламе даже когда ее видит прямо перед носом. Почему? Если он не знает, кому это может быть выгодно, то и предположить не может, что это специальная реклама.
Узнав об этой технологии я понял, почему в некоторых фильмах так долго и упорно показывают красоты природы, а я думал, что это просто «красивые кадры» для раздувания хронометража фильма.
Внести свою лепту в создание моих материалов по теме влияния СМИ можно в VK-чате: https://vk.cc/c9KUva