Найти тему

Влияние фильмов на туристов: кто за вас решает, куда вам ехать в отпуск?

Оглавление
Кадр из фильма и реальный пляж, где проходили съемки
Кадр из фильма и реальный пляж, где проходили съемки

По некоторым оценкам каждый год после просмотра фильмов около 50 млн. туристов «самостоятельно» выбирают для посещения места из понравившихся им фильмов. Конечно, этим пользуются некие силы, добавляя в фильмы сцены с рекламой туристических мест. Кто это и как это работает?

Пятикратный рост потока туристов: «Код да Винчи» (2006)

Постер фильма «Код да Винчи» (2006)
Постер фильма «Код да Винчи» (2006)

После выхода фильма по роману Дэна Брауна «Код да Винчи» (2006) часовню в Шотландии за несколько месяцев посетило 160 тыс. туристов, что в 5 раз больше обычного, причина – основное действие фильма происходит в часовне. За счет этого бюджет государства получил 3,2 млн. долл.

Через 10 лет в фильме «Инферно» (2016) экранизировали другой роман писателя, тогда ассоциация турецких отельеров публично выступала с надеждой, что данный фильм с местом действия в Турции привлечет в страну туристов.

«Трансформеры 4: Эпоха истребления» (2014)

«Трансформеры 4: Эпоха истребления» (2014): отель «Pangu Plaza» не просто так показывают

Многое подтверждается документами, например, «Китайская государственная туристическая компания» подала иск на «Paramount» за фильм «Трансформеры 4: Эпоха истребления» (2014) с требованием 27 млн. долл.

Дело в том, что кинопроизводитель не добавил сцену с логотипом компании, за которую заплачено 750 тыс. долл. Кроме того, фильме по мнению китайцев неправильно прорекламировали и другую китайскую компанию «Beijing Pangu Investment»: за 1,6 млн. долл. оговаривался показ отеля «Pangu Plaza» в Пекине, но хронометраж сцены не устроил инвесторов.

Десятикратный рост выдаваемых виз в Казахстан после фильма «Борат» (2006)

Не всегда управление людьми через фильмы запланировано, бывают и исключения.

Бедная румынская деревня в фильме «Борат» (2006), выдаваемая за Казахстан
Бедная румынская деревня в фильме «Борат» (2006), выдаваемая за Казахстан

Фильм «Борат» (2006) с сюжетным местом действия в Казахстане (на самом деле снималось в бедной деревне в Румынии) озадачил властей Казахстана отрицательным образом страны. Пресс-секретарь МИД Казахстана призывал кинопрокатчиков не показывать картину, но все изменилось, когда власти увидели влияние на турпоток: через 6 лет отчитались о десятикратном росте выдаваемых виз.

Кстати, на примере с фильмом «Борат» можно объяснить, как работает «черный пиар». Смысл технологии в том, чтобы рассказать что-то негативное о продвигаемом объекте. Казалось бы, это должно ототкнуть, но включается другой фактор – о продвигаемом объекте узнали, а значит, какая-то часть аудитории гарантировано в нем заинтересуется. По словам кинопроизводителя он выбрал именно эту страну потому, что о ней на Западе почти не знают, цели продвинуть туризм в Казахстан не было, но зрители о нем узнали, заинтересовались, и поехали посмотреть.

Преференции за съемки в нужной локации

Фильмы, отчасти снятые в Неваде
Фильмы, отчасти снятые в Неваде

Власти Невады (США) выдают денежные преференции кинокомпаниям, если они сняли не менее 60% фильма в их штате. Невада – это там, где находится город-казино Лас-Вегас, чем они окупают затраты, думаю, понятно.

Еще примеры, тысячи их

Фильм «Замерзшие» (2010) – на 37% повысил количество туристов из США в Норвегию.

По данным агентства по туризму Новой Зеландии, в 2019-м году каждый третий турист посетил хотя бы одно место, где снимали трилогии «Властелин колец» (2001-2003) и «Хоббит» (2012-2014).

Фрагмент фильма «Пляж» (2000) как-то подозрительно ни разу не похож на долгий и скучный рекламный ролик Таиланда с избыточными восхищениями

Драма Леонардо Ди Каприо «Пляж» (2000) популяризировала залив Майя на таиландском острове Пхи-Пхи-Лех.

Пляж из фильма в реальности
Пляж из фильма в реальности

Местность была закрыта для посетителей в 2018-м году после того, как зашкаливающая активность туристов нанесла ущерб экологии острова.

Монумент Уоллеса в фильме «Храброе сердце» и реальности
Монумент Уоллеса в фильме «Храброе сердце» и реальности

В 1996-м году исторический боевик Мела Гибсона «Храброе сердце» привел к увеличению посетителей монумента Уоллеса в Шотландии на 300%.

Фильмы про Гарри Поттера (2001-2022) минимум на 50% увеличили посещаемость мест в Великобритании, где они снимались.

«Миссия невыполнима 2» (2000) на 200% увеличила посещаемость Сиднейского национального парка.

Фильм «Троя» (2004) на 73% увеличил турпоток в город Чанаккале (Турция), рядом с которым проводятся раскопки древнего города Троя. И люди ехали туда, несмотря на то, что на самом деле фильм снимался в другом месте.

После фильма «Черная пантера» (2018) про вымышленную африканскую страну Ваканда на 55% выросло бронирование отелей вокруг аквапарка в США со схожим названием Wisconsin Wakanda Water Park.

Карты для кинотуризма

Карта Великобритании с отмеченными локациями фильмов
Карта Великобритании с отмеченными локациями фильмов

В 1996-м году Британская туристическая ассоциация выпустила карту Великобритании с местами съемок фильмов. Сейчас в продаже можно найти карту этой страны, где указано более 1 000 мест съемок популярных фильмов и телевизионных передач.

Послесловие

Вышеописанное хорошо иллюстрирует принцип «что показывают, то и рекламируют». Зритель может не догадываться о рекламе даже когда ее видит прямо перед носом. Почему? Если он не знает, кому это может быть выгодно, то и предположить не может, что это специальная реклама.

Узнав об этой технологии я понял, почему в некоторых фильмах так долго и упорно показывают красоты природы, а я думал, что это просто «красивые кадры» для раздувания хронометража фильма.

Внести свою лепту в создание моих материалов по теме влияния СМИ можно в VK-чате: https://vk.cc/c9KUva