Инклюзивное образование приобретает всё большее значение. Количество детей, имеющих ограничения по здоровью, с каждым годом увеличивается, значит, их становится больше среди школьников, студентов, работающих. Учёба в школе позволяет получить среднее образование дистанционно, не подвергая организм школьника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) лишним нагрузкам, по обучению в вузах вопросов много.
Необходимы программы по определению трудностей обучения учащихся с ОВЗ в институте. Для их разработки необходимы исследовательские данные, которые покажут, в каком направлении стоит работать и как добиться положительных результатов.
Идея инклюзии ключевая для развития современной системы образования и профессиональной социальной работы. Инклюзивное образование в России регламентируется законом. Он требует создания особых условий для обучения учащихся с ОВЗ, их адаптации в учебном коллективе, развития активности и участия в ученом процессе и различных мероприятиях. Учащийся с ОВЗ должен быть равноправным участником обучения.
Студенты воспринимают инклюзивное образование по-разному. Направление будущей профессии, связанное с психологией, педагогикой, социальной работой, даёт учащимся знание особенности людей с ОВЗ (степень тяжести заболевания, характер дефекта). Они могут сформулировать трудности процесса обучения. 20% студентов, признавая нормой инклюзивное образование, считают его недоступным в российских вузах. Студентам без соответствующих знаний часто не знакомо понятие «инклюзия», представление о людях, страдающих определённым недугом, они получают в искажённом виде.
Половина учащихся считают, что общение подростка с ОВЗ в студенческой среде придаст ему уверенности, он почувствует свою полезность, но они меньше верят в успешное развитие учащегося с ОВЗ, проявление его способностей и положительное влияние на здоровых сокурсников при внедрении инклюзивного образования.
Студенты оказались не готовы к личной вовлеченности в инклюзивные процессы. Они называют разные факторы реализации инклюзивного образования:
- организация просветительской деятельности, изменение общественного мнения для правильного восприятия людей с ОВЗ;
- эффективные образовательные программы, повышение компетентности педагогов и необходимость их коррекционной подготовки;
- привлечение внимания общественности к вопросу целевого финансирования образования (специальная учебная литература, мебель, компьютеры).
Быстрое формирование базы инклюзивного образования и внедрение его в учебных организациях позволит людям с ОВЗ в скором времени полноценно жить в социуме, осваивать профессии.