СУ-76и — советское самоходное орудие на базе трофейных Pz Kpfw III и StuG III, произведённое в 1943 году в количестве 200 штук. Ещё 20 похожих, но вооружённых 122-мм гаубицей машин получили индекс СГ-122. И это, в принципе, всё что стоит сказать о данной самоходке. В боях она не зарекомендовала себя ни с плохой, ни с хорошей стороны. Ввиду же крошечной численности СУ-76и, о каком-либо влиянии этих машин на ход боевых действий говорить не приходится. Поговорить же стоит о том, почему численность трофейной техники на вооружении Красной Армии оказалась крошечной.
...Ну как, «крошечной»? Если речь о трофейных автомобилях и мотоциклах, то к концу войны они составляли около 30% всего парка. В этой области поставок Германия смело бросала вызов Америке. Ещё лучше выглядела статистика по бронетранспортёрам. Но потому, правда, что на вооружении СССР их вообще имелось очень мало: только трофейные, импортные и импровизированные, в виде разоружённых Су-76.
Тем не менее, и после войны полугусеничные немцы продолжили службу. А вот с чисто гусеничными — с танками, — как и с трофейными артсистемами, ситуация выглядит настолько безрадостно, что и непонятно. Не было их не то чтобы совсем, но — почти не было.
Мало захватывали? Нет. Ещё к середине 1942 года, после эпических отступлений и разгромов, СССР, тем не менее, располагал 2000 ремонтопригодных шасси только средних немецких танков. Причём, плохими и устаревшими Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV на тот момент не считались, и обладали, сравнительно с Т-34, рядом несомненных преимуществ (как, впрочем, и рядом недостатков). Избытка отечественных, как и ленд-линзовских машин также не наблюдалось. Зияющие дыры в штатах панически затыкались «эрзацтанками» Т-60.
Лишь потом, когда пошли «Тигры» и «Пантеры», своих танков стало хватать, но «Тигр» — это целый «Тигр», всё-таки...
То есть, некоторая проблема с использованием трофейной техники была. Даже комплекс проблем. Причём, комплекс универсальный. Те же самые факторы явно действовали и в Германии. Захватив в 1941 году порядка 10000 советских танков, рачительные немцы, подбиравшие буквально каждый гвоздь (если он не имел калибр 45-мм), пару сотен раздали союзникам, остальные же… Всего, в 44 году на вооружении вермахта трофейных танков имело 800, из них 600 — французских, а советских, соответственно, только четверть.
И, опять-таки, — не нравились немцам советские танки? КВ и Т-34 нравились определённо. А БТ и Т-26, хотя и устарели, уж точно не были хуже (ибо хуже некуда) тех французских машин, которыми немцы не побрезговали. Немцам тоже страшно не хватало танков.
...То есть, отвращение было взаимным. Или дело не в отвращении?
Причин, по которым применение трофейной техники затруднено, достаточно много. Самая очевидная, — это комплектующие и боеприпасы. В СССР наблюдались большие, связанные с особенностями организации производства, проблемы с ремонтом даже собственных машин. Использование взятых у немцев Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV ограничивалось дефицитом запчастей (трофейных), ещё сильнее. Не хватало также снарядов к немецким 37, 50 и короткоствольным 75-мм танковым пушкам. Здесь проблема формулировалась так: систематическое использование вражеского стрелкового и артиллерийского вооружения возможно только в случае развёртывания производства боеприпасов к нему. Поскольку, винтовки и пушки захватываются куда чаще, чем патроны и снаряды к ним.
СССР снаряды к трофейным пушкам производить не стал. Что исключало принятие на вооружение захваченных артсистем и потребовало, в итоге, переделки немецких танков в самоходки, с 76 и 122-мм отечественными орудиями. Не стал — ибо не усмотрел в предприятии глубокого смысла. В начале войны трофейных пушек было слишком мало, потом же оказалось вполне достаточно и своих.
Немцы видели ситуацию несколько иначе. Трофейные артсистемы (на 85% французские или польские французского производства) достались им вместе со складами боеприпасов и заводами по их производству. То же касалось и танков. Захватив французские машины вместе с заводами, Германия не испытывала затруднений с ремонтом. При этом, бронебойные и кумулятивные снаряды к французским орудиям немцам, всё-таки, пришлось производить самостоятельно. На фоне же данного опыта и развёртывание производства снарядов к трофейным советским пушкам их не смутило.
...Но с танками всё сложнее. Вторым препятствием для использования трофейной техники являются кадры. Ибо трофеи берёт армия наступающая, а в такой и своих танков всегда больше, чем обученных танкистов. Просто потому, что машины ремонтопригоднее людей. Если танк потеряет башню, можно поставить другую. С человеком так не получится.
У отступающей армии ситуация обратная. Основная масса потерь — машины застрявшие, оставшиеся без горючего, вышедшие из строя из-за поломок и брошенные. И незанятые танкисты, таким образом, всегда есть. Но очень мало трофеев. Слишком мало, чтобы появился смысл организовывать обучение кадров для их использования.
То есть, в 1941 году немцам некого было посадить в захваченные танки. Как не имелось и желания заниматься проблемами их восстановления, снабжения и укомплектования. Война должна была кончится быстрее, чем эти — непростые — проблемы окажутся решены. Решать же их в период боевых действий на истощение оказалось ещё труднее. Так, двигатель Т-34, например, работал на дизельном топливе, в Германии крайне редком и дефицитном. Ставить на захваченные танки свои моторы?.. Для этого нужно иметь подходящие, и, к тому же, лишние. А их — не было.
Аналогичные затруднения имелись и в СССР. Ассимиляция трофейных машин требовала дополнительного напряжения от КБ и промышленности. Без того работающих за пределом возможностей. В ремонтных цехах не имелось свободного места для германской техники. Попытки же данные проблемы решить в большинстве случаев представлялись малопродуктивными. В большинстве. Автозаводы работали с меньшим напряжением, нежели танковые и авиационные, так что для очень нужных армии немецких грузовиков место, всё-таки, нашлось.
...Наконец, была и третья причина с трофеями не злоупотреблять. Шансы попасть под дружественный огонь (на войне и без того прискорбно высокие) для бывшего вражеского танка, пусть даже и размалёванного до гусениц отечественной символикой, возрастали многократно. И это стало ещё одной из причин переделки Pz Kpfw III в СУ-76и. Ни на что немецкое не похожая форма рубки позволяла советским наводчикам реже путать эту машину с настоящей «штугой».