Найти тему
Отражение Времени

БИЛЕТ В СЕБЯ (Размышления о "Рае" Кончаловского)

Фильм "Рай" Андрея Кончаловского – это разговор о той великой войне, которую ведет каждый человек внутри самого себя. Прежде всего он не о 1942 годе, не о холокосте, не о нацистах и смертниках. Он о нас с вами – сегодняшних и завтрашних.

Меняемся ли мы со временем? В 2016 году, когда по стране шли премьерные показы "Рая", мне довелось посмотреть его в Оренбургском кинотеатре. В зале тогда нас оказалось не больше пятнадцати человек. Так совпало, что все сидели рядом друг с другом. Каждый вздох, вообще любой шум становился заметным всем. Поэтому, когда фильм закончился и включили свет — лица зрителей были, как на ладони. Почти все плакали. И на этом фоне столь резким показалось «столкновение» в гардеробе. Столкновение с душой – бронепоездом, что может разбить вдребезги целый мир, не заметив этого.

- Тяжёлый фильм. Лучше бы на «Викинга» сходили.

Эта реплика пожилой дамы прозвучала как диагноз не только для неё самой, но и для значительной части общества.

Ведь были практически пустые залы на "Рае". Никто не хотел лишний раз тратиться и смотреть "тяжелое"...

Будто в ответ на это вдруг вспомнился Шкловский с его теорией об окаменелых словах, которые истрепались до такой степени, что не могут уже ничего передать. Их сила ушла, и чтобы текстом суметь выразить эмоцию, верный образ – необходимы новые знаки. И для их рождения нужно смешать кровь многих людей. Необходим сплав из огрызков собственных жил, осколков костей, полыхающих жаром переживаний.

Философы-герменевты говорят, что вся жизнь – это текст. Исходя из этого Кончаловский и его команда свой фильм тоже «написали». Красным по черно-белому.

Семейство добропорядочного Жюля, который в этот же день будет мечтать об интимном свидании с арестанткой. Который руководит пытками и способствует массовым арестам евреев. Фашизм – это не сатанинское зло, пришедшее извне. Он вырастает из обыкновенного равнодушия, слабости и лицемерия.
Семейство добропорядочного Жюля, который в этот же день будет мечтать об интимном свидании с арестанткой. Который руководит пытками и способствует массовым арестам евреев. Фашизм – это не сатанинское зло, пришедшее извне. Он вырастает из обыкновенного равнодушия, слабости и лицемерия.

"Рай" начинается с исповеди. Режиссёр старается увести зрителя в сторону. Не дать ему разгадать ход сразу. Всё подано так, будто три героя, рассказывая свои истории, сидят напротив следователя. Молчаливого, ожидающего подробный рассказ обо всем заслуживающем внимания. И невольно ты, находясь по другую сторону экрана, оказываешься тем самым судьей. Нет, рано или поздно все поймут, что напротив ответчиков — высшая небесная сила. Подсказку Кончаловский даст скоро, тут всё зависит от внимательности смотрящих. Буквально в начале фильма один из героев погибает, но не прекращает своего сбивчивого монолога.

Это Жюль. Ему не нравится, когда его называют гестаповцем. Он начальник департамента полиции, и на прошлой неделе его сотрудники арестовали 80 тысяч евреев. Своё откровение Жюль начинает с того, что много ссорился в детстве с сестрой. Припоминает обиды на старшего брата. И ты понимаешь, что он не лукавит, для него важно именно это. Не те пленные, из которых он приказывал выбивать сведения любым способом. Не убитые люди, виновные лишь в том, что укрывали евреев. Главное, что не успел переспать с аристократкой. Плохо, что сын видел, как его убивали. А другое будто случилось само собой, он и ни при чём. Старался ведь для семьи. Так же, как и его подчиненный, вчерашний деревенский парень, раздробивший узнику колено молотком. Срывающимся голосом он было пожаловался, что не может так больше, но быстро умолк, напуганный предложением вернуться в родное село.

Спасение, когда надежды нет

Актриса Юлия Высоцкая : "«Если бы я полностью не полагалась на Кончаловского как на режиссера, то не раздевалась бы в кадре, не брилась бы под машинку, не озвучивала бы труднейшие по своему эмоциональному накалу сцены на французском языке, да и, пожалуй, многое другое не делала бы. Когда меня наголо брили, я, может быть, и чувствовала гнев, но к мужу, а не к режиссеру. Во мне в таких случаях, слава богу, всегда побеждает актриса».
Актриса Юлия Высоцкая : "«Если бы я полностью не полагалась на Кончаловского как на режиссера, то не раздевалась бы в кадре, не брилась бы под машинку, не озвучивала бы труднейшие по своему эмоциональному накалу сцены на французском языке, да и, пожалуй, многое другое не делала бы. Когда меня наголо брили, я, может быть, и чувствовала гнев, но к мужу, а не к режиссеру. Во мне в таких случаях, слава богу, всегда побеждает актриса».

На жестком стуле перед зрителем уже Ольга Каменская (Юлия Высоцкая). Русская эмигрантка благородной крови. Попадет в концентрационный лагерь за укрывание от властей еврейских детей. Её судьба переплетена с судьбой немецкого офицера СС. Потомок знатного рода Гельмут (Кристиан Клаусс) тоже окажется перед зрителем один на один. Весь фильм в каком-то смысле построен на этих двоих. Они познакомились ещё до войны. Полюбил её иступленно. Как Митенька Карамазов Грушеньку. Писал письма и ждал, ждал… И вот он с проверкой в лагере, любимец Гиммлера видит её в арестантской робе. Мгновенно узнает. Ольге приказывают служить ему, и они живут, как супруги. Гельмут – выпускник старейшего университета в Кенигсберге. Изучал русскую литературу. Обожает Чехова. Всё это не мешает ему верить в немецкий рай. Каждый день в лагере сжигают до 10 тысяч евреев. На нужды рейха идут их волосы, зубы, одежда.

Черно-белые кадры рождают призрачный серый мир страданий и ужаса. Иссушенные от голода люди, казалось, утратившие всё достоинство, оказываются способными на милосердие, столь чуждое образованному и утонченному Гельмуту. И вопрос «почему он такой?» видится очень важным. В своем разговоре с Богом он не раскаивается и потому обречен на личный ад. Он хотел достичь рая, не понимая, что искусственно его не создать. Ольга не думала о рае. Просто хотела выжить, а когда ей представилась эта возможность, выбрала смерть. И это место в фильме самое потрясающее. Самое чистое и …святое. «Это трудно рассказать, это надо почувствовать» . Юлии Высоцкой удалось сыграть так, словно она действительно побывала в Треблинке. Будто и она, как и любимая Чеховым Дуня Эфрос, погибла в газовой камере.

«Рай» — философское кино. Очень искреннее и глубокое. Омар Хайям писал: «Ад и рай – это две половины души». Кончаловский мастерски проиллюстрировал эту истину. Его можно упрекнуть за некоторые фактические неточности. Всё-таки в лагере смерти даже крошка хлеба ценилась, как золото, и потому сцена «наказания супом» маловероятна. Показались лишними и последние кадры. Этот голос «Тебе нечего бояться» снижает градус. И так уже всё понятно, и веришь во всё и внутренне трепещешь, а тут эта фраза, за которой видится артист, сцена, софиты…

После просмотра фильм не заканчивается. Он раз за разом прокручивается внутри тебя. И ты думаешь о том, что рай на земле абсурден, потому что возможен только в случае твоего отказа от личного материального счастья. От самого себя, земного и эгоистичного. И крамольная, страшная мысль, что фашизм и весь ужас прошлого не случаен – он, как урок, ниспосланный человечеству свыше. Какая неземная красота открывается в людях, заключенных в бараках и камерах. И какие чудовищные лица оказываются под масками привлекательных прежде людей, наслаждающихся между расстрелами салями, сигарами и кофе.

И спасение приходит, когда умирает надежда… на личное, собственное, плотское. Эта картина как пропуск в Рай. Та самая луковка, которая может спасти грешника. В ней есть откровение, которое не от людей, а от Бога.



Сегодня мне кажется нам очень важно всем смотреть такие фильмы. Читать книги об этом. Расспрашивать наших дедов о том времени. Для чего? Чтобы сохранить себя. Время видно пришло такое... собирать камни и спасать себя.

#рецензия на фильм