Современная политика российского государства приводит к тому, что налогоплательщику очень трудно доказать в суде свою правоту. Я неоднократно писал о том, что суды предпочитают закрывать глаза на нарушения, допускаемые налоговыми органами, и очень въедливо изучают поведение налогоплательщика на предмет тех же самых нарушений.
Смотрите, например, записку об уведомлении о переходе на УСН:
Но даже в этом темном царстве, когда игра идет в одни ворота, иногда попадаются лучики света, о которых хочется рассказать.
Сегодня речь пойдет о том, что является головной болью многих бухгалтеров - о требовании налогового органа о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки.
ООО "Ромашка"* получило от налоговиков требование о предоставлении вне рамок налоговых проверок в соответствии со ст.93, п.2 ст.93.1., абз.2 п.5 ст.93.1. НК РФ документов, касающихся деятельности этой организации. Налоговики требовали предоставить корректировочный счет - фактура, первичная счет - фактура к нему; реестры об абонентах, в разрезе филиалов (районов) и периодов, в которых указывается ФИО абонента, лицевой счет, предыдущие показания абонента с указанием даты, сумма корректировки, текущие показания с указанием даты, номер корректировочного счет-фактуры, а также корректируемый период к счет-фактуре, составленные на уменьшение природного газа, реализованного в адрес населения.
ООО "Ромашка" направило ответ, в котором отказалось исполнять требование, сославшись на то, что в нарушение ст.21 НК РФ, в требовании отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой производится запрос документов. Это прямо противоречит положениям п.1 ст.93, п.1,2 ст.93.1. НК РФ.
Обидевшись на такой ответ, налоговики вынесли решение о привлечении ООО "Ромашка" к ответственности в виде штрафа по п.1 ст.129.1. НК РФ в связи с нарушением п.5 ст.93.1. НК РФ в виде неправомерного несообщения запрашиваемых сведений.
Не согласившись с обиженными, ООО "Ромашка" обжаловало решение в арбитражном суде.
Рассмотрев дело, суд указал следующее.
Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК РФ, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. В соответствии с указанной нормой предоставление документов вне рамок проверки производится именно по конкретной сделке, при этом налоговый орган должен идентифицировать конкретную сделку, информацией (документами) о которой обладает лицо, которому адресовано данное требование.
Вопреки указанным положениям, в Требовании не идентифицированы конкретные сделки, относительно которых истребуются запрашиваемые документы, отсутствуют какие-либо сведения об этих сделках применительно к ст. 153 ГК РФ, согласно которой сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Форма требования о представлении документов (информации) утверждены Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. В требовании указываются, в том числе основания истребования документов (информации); наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации); лицо, у кого истребуются документы (информация); истребуемые документы (наименование, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся); истребуемая информация (в случае истребования информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку); лицо, деятельности которого касаются истребуемые документы (информация). Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования. Таким образом, в целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью Общества его исполнить содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность Общества представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении. Налоговым кодексом предусмотрены пределы осуществления налоговым органом таких прав по истребованию документов (информации) в рамках налоговых проверок, а также гарантии налогоплательщиков, в том числе, право не представлять документы за пределами срока проведения проверки, длительность и периодичность проведения проверки и др.
Истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Полученное Обществом Требование о предоставлении документов не было связано с налоговой проверкой ООО «Ромашка», при этом истребовались документы, касающиеся именно деятельности Общества.
Запрос документов и информации по всем договорам с физическими лицами за продолжительный период времени не может расцениваться как запрос о конкретной сделке. Требование, возлагающее обязанность по представлению документов без обоснования причины истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, в отношении которой истребуются документы, нарушает право лица исполнять только законные требования налогового органа.
На основании изложенного, решение налогового органа было признано незаконным.
* Наименование изменено
ссылку на номер дела дам если записка наберет за две недели 100 лайков или комментариев
Подписывайтесь на группу налоговых юристов ВКонтакте:
и на мою страницу:
а также телеграмм канал: https://t.me/rightlawyer